Анонс
Встречаем Новый год с Чайковским! Великая и любимая с детства музыка окутает теплом и подарит счастливые минуты общения с прекрасным!
В преддверии Нового года с программой «Виват, Чайковский» выступит Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского под управлением главного дирижёра театра Владимира Ткаченко.
Солист — всемирно известный пианист, лауреат международных конкурсов Андрей Коробейников.
Со сцены Большого концертного зала Пермской филармонии прозвучат всеми любимые произведения Петра Ильича Чайковского — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и сюита из музыки балета «Щелкунчик».
Этот музыкальный вечер особенно интересен тем, что Первый фортепианный концерт прозвучит в подлинной авторской версии.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 — это не «одно из» сочинений, не «один из» фортепианных концертов — это Его Величество Первый Фортепианный Концерт, знаменитый на весь мир шедевр Чайковского. Концерт был создан 34-летним композитором и практически сразу, после первого исполнения в 1875 году получил мировое признание. Несмотря на большой успех, спустя четыре года Чайковский сделал вторую редакцию концерта, в которой это сочинение просуществовало до смерти автора.
Больше века Первый концерт звучит в так называемой, «третьей редакции», которая была сделана уже после смерти композитора. Её автором считается известный виртуозный пианист Александр Зилоти, друг Чайковского, ученик Ференца Листа. Установка Зилоти на бравурную виртуозность и пафос потребовала изменений в произведении. В редакции Зилоти стало иным изложение начала Концерта, сократился финал на 17 тактов; изменились темпы, нюансы, что кардинальным образом повлияло на изменение характера всего сочинения. Новой версией концерта и её распространением возмущался друг Чайковского, его ученик — композитор Сергей Иванович Танеев.
Версия Зилоти стала необычайно популярной, она представлена в репертуаре большинства пианистов, и именно с ней участники Международного конкурса им. П.И. Чайковского демонстрируют свою виртуозность.
В этот вечер авторская (вторая, окончательная) редакция Концерта прозвучит не впервые. Её премьера состоялась 7 мая 2014 года, в день рождения Чайковского, в Клину: Концерт исполнили Андрей Коробейников и Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. «Мы все привыкли к другой версии, не хочу её ругать, потому что в ней тоже есть своя прелесть, есть такой открытый выход, но он все-таки листовский... Хотя на самом деле отличий не очень много. И обе версии имеют право на жизнь», — пианист Андрей Коробейников.
Музыка из балета «Щелкунчик» прекрасна сама по себе, но в канун Нового года и Рождества она обретает магическую силу, заставляя поверить в реальность волшебства. Чайковский сочинил этот чудесный балет по мотивам сказки немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», в которой события разворачиваются накануне самой волшебной ночи в году! Впервые зрители увидели балет «Щелкунчик» 18 декабря 1892 года в Мариинском театре. «Балет — та же симфония», — говорил Чайковский, создавая не просто музыкальное сопровождение, а музыку, равноценную сценическому действию. Обогатив балетную музыку симфонизмом и методами оперной драматургии, Чайковский сделал её основным компонентом, определяющим весь спектакль.
Самостоятельная жизнь музыки «Щелкунчика» началась почти за полгода до постановки спектакля. В марте 1892 года сюита из балета, составленная самим Чайковским, прозвучала в концерте и имела огромный успех у публики. Сюита содержит восемь наиболее ярких в музыкальном отношении номеров. Это характерные танцы из второго действия «Щелкунчика»: Марш, Танец Феи Драже, Русский танец (Трепак), Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, а также Увертюра и «Вальс цветов». «У Чайковского есть моменты, которые уже в детстве поражают нас в самое сердце — мелодии, гармонии, и что-то ещё: какой-то нереальный мир, и особенно сказочный — в его балетах. Музыка настолько прекрасна, что уводит в какие-то невероятные дали», — Андрей Коробейников.
«Он не „играет“ музыку, он её „рисует“. От него всегда можно ожидать импровизаций. Он превращает классические концерты в бурю чувств и эмоций. Андрей Коробейников — это пульс, сила, свет!» — так пишут об этом замечательном пианисте критики.
Он родился в 1986 году. Уже в 7 лет одержал свою первую победу — стал лауреатом I премии III Международного конкурса юных музыкантов им. П.И. Чайковского. К 11 годам окончил экстерном музыкальную школу. В возрасте 12 лет поступил в Европейский университет права, окончил его с отличием. Обучение юридической специальности продолжил в аспирантуре МГУ. Опубликовал несколько научных статей, посвящённых проблемам прав артистов-исполнителей. В 19 лет с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, повторив достижение Рахманинова. С 2006 по 2008 год стажировался в аспирантуре Королевского колледжа музыки в Лондоне. Победа в Международном конкурсе пианистов им. А.Н. Скрябина-2004 в Москве стала триумфом карьеры Коробейникова. К 20 годам он стал обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и других странах. Пианист выступал с концертами более чем в 40 странах мира. Несмотря на высшую степень одарённости и гениальности, как музыкальной, так и интеллектуальной, Андрей Коробейников очень скромный и лёгкий в общении человек.
Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета исполняет произведения разных эпох и стилей — от классики до современности, от широко известных сочинений Моцарта и Адана, включая классический балетный репертуар, до редко исполняемых опер Монтеверди и фон Альбрехта. Лейтмотивом творчества оркестра служит одна из программных задач родного театра — исполнение произведений Петра Ильича Чайковского, имя которого с 1965 года носит Пермский театр оперы и балета.
В ноябре 2023 года в должность главного дирижёра симфонического оркестра одного из старейших музыкальных театров России вступил Владимир Ткаченко. В 2007 году он окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу альта и поступил в аспирантуру консерватории, класс Александра Рихтера. В 2009 году присоединился к национальному ансамблю «Солисты Киева» и вошёл в состав струнного квартета Collegium. В 2011 году стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ), а спустя год был назначен дирижёром театра. В 2013 году создал Молодёжный камерный оркестр Республики Бурятия. В 2015–2019 был дирижёром Бурятской государственной филармонии. С 2019 — концертмейстер и дирижёр Пермского оперного театра, с 2023 — главный дирижёр. За последние годы Ткаченко выступил дирижером и музыкальным руководителем многих знаковых проектов Пермского театра, зарекомендовав себя одним из ведущих отечественных исполнителей новой волны.