Анонс
На сцене Большого зала филармонии выступит Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского под управлением главного дирижёра театра Владимира Ткаченко.
Солист — народный артист России, выдающийся скрипач Вадим Репин.
В программе вечера — музыка немецких композиторов-романтиков: Концерт для скрипки с оркестром Макса Бруха и Симфония № 3 Иоганнеса Брамса.
Этот концерт придётся по душе и тем, кто хорошо знает и любит эти замечательные произведения, и тем, кто услышит их впервые.
Макс Брух (1838–1920) — пылкий романтик, превосходный и яркий мелодист, мастер отточенной музыкальной формы, блистательный профессионал. Ещё при жизни его музыка была популярна не только на родине композитора, но и в Англии, США и других странах. Его сочинения издавались буквально на следующий день после премьеры и расходились немалыми по тем временам тиражами.
Макс Брух, по своему творческому складу и темпераменту, был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме.
Будучи прекрасным пианистом, он, тем не менее, считал, что скрипка, лучше, чем фортепиано, может пропеть мелодию, а мелодия «является душой музыки».
Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор (1860) входит в число наиболее популярных сочинений Макса Бруха. Концерт с невероятно виртуозной сольной партией посвящён блистательному скрипачу Йозефу Йоахиму, который участвовал в создании этого произведения и стал его первым исполнителем. На титульном листе партитуры Брух написал «Йозефу Иоахиму в знак уважения», но великий скрипач зачеркнул слово «уважение» и вписал поверх него слово «дружба».
Произведение занимает достойное место в ряду самых великих романтических шедевров, соперничая с концертами Мендельсона (ми минор), Бетховена, Чайковского, Брамса. Соль-минорный концерт Бруха состоит из трёх захватывающих частей, и в каждой части пленительные звуки скрипки переплетаются с оркестром, создавая идеальную гармонию. Голос солирующей скрипки, страстный и взволнованный, повествует о сложном внутреннем мире чувств композитора-романтика. Красотой своих мелодий особенно покоряет 2-я часть — замечательное Adagio. Как писал один критик, «достаточно было этого Адажио, чтобы совершить открытие в музыке».
Этот концерт играли и играют все величайшие скрипачи мира. Он входит в число самых исполняемых концертов, когда-либо созданных для скрипки с оркестром.
Иоганнес Брамс (1833–1897) — один из наиболее ярких представителей романтизма, уже при жизни его называли гениальным. Музыка Брамса, основанная на классической традиции (Гайдн, Моцарт, Шуберт), всегда облечена в строгую музыкальную форму, но при этом преисполнена предельной романтической экспрессии. Друг Брамса, знаменитый скрипач-виртуоз Йозеф Иоахим называл его чистым — как алмаз, мягким — как свет, жгучим — как пламень.
Особенную славу доставили Иоганнесу Брамсу его четыре симфонии. Из письма к другу: «Я никогда не напишу симфонию! Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой «шаги гиганта»; и это писал один из величайших симфонистов XIX века. Он сомневался в своих силах и решился вступить в мир симфонической музыки только перешагнув 40-летний жизненный рубеж.
Третья симфония Фа мажор (1883) — самая романтичная, её развитие идёт от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, которые внезапно отступают перед вечной красотой природы. «Третья симфония — симфония сочных контрастов и нервных вспышек — отличается любопытным свойством: каждая из четырех её частей в итоге развития приводит к успокоению и лирическому завершению», — Борис Асафьев.
Особенно знаменита 3-я часть симфонии, гениальное Allegretto. Главная тема 3-й части Poco Allegretto, по интонационному складу напоминающая романс, полна затаённой скорби. Многие композиторы использовали её в своих песнях и саундтреках к кинофильмам. Самый популярный фильм, в котором звучит эта прекрасная музыка — Goodbye Again с Ингрид Бергман и Ивом Монтаном в главных ролях; фильм также известен под названием «Любите ли вы Брамса?». Волнующая мелодия Брамса легла в основу песен Take My Love Фрэнка Синатры и Babylone Сержа Генсбура. И самое удивительное, что она стала главной темой российского сериала «Ликвидация».
Народный артист России Вадим Репин — один из лучших скрипачей мира. «Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал» — говорил о Репине Иегуди Менухин, записавший с ним концерты Моцарта. Огненный темперамент в сочетании с безупречной техникой, поэтичность и прочувствованность интерпретаций — основные качества исполнительской манеры скрипача Вадима Репина. Играет на скрипке Николо Амати (1664).
Родился в Новосибирске в 1971 году. Обучался игре на скрипке под руководством знаменитого педагога Захара Брона. Детство Вадима — постоянные концерты, конкурсы, гастроли по России, а также в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки. В 11 лет завоевал Золотую медаль на Международном конкурсе скрипачей им. Г. Венявского. В 14 лет получил скрипку Страдивари и вскоре дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле. Совершеннолетие Вадим Репин отметил грандиозным событием — победой на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе. Он стал самым молодым призером за всю историю этого состязания, а спустя 20 лет вошёл в состав жюри конкурса.
Вадим Репин выступает с сольными и камерными программами в лучших залах мира. Его дискография включает более 30 CD, отмеченных престижными международными премиями: ECHO Klassik, Diapason d'Or, Prix Caecilia, Edison Award. Музыкант регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Основатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля.
В своих интервью Вадим Репин на вопрос о секрете успеха скромно отвечает: «Спасибо людям, которые сыграли в моей жизни очень важную роль — начиная от друзей и заканчивая наставникам. Спасибо Богу, судьбе и маме».
Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета исполняет произведения разных эпох и стилей — от классики до современности, от широко известных сочинений Моцарта и Адана, включая классический балетный репертуар, до редко исполняемых опер Монтеверди и фон Альбрехта. Лейтмотивом творчества оркестра служит одна из программных задач родного театра — исполнение произведений Петра Ильича Чайковского, имя которого с 1965 года носит Пермский театр оперы и балета.
В ноябре 2023 года в должность главного дирижёра симфонического оркестра одного из старейших музыкальных театров России вступил Владимир Ткаченко. В 2007 году он окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу альта и поступил в аспирантуру консерватории, класс Александра Рихтера. В 2009 году присоединился к национальному ансамблю «Солисты Киева» и вошёл в состав струнного квартета Collegium. В 2011 году стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ), а спустя год был назначен дирижёром театра. В 2013 году создал Молодёжный камерный оркестр Республики Бурятия. В 2015–2019 был дирижёром Бурятской государственной филармонии. С 2019 — концертмейстер и дирижёр Пермского оперного театра, с 2023 — главный дирижёр. За последние годы Ткаченко выступил дирижером и музыкальным руководителем многих знаковых проектов Пермского театра, зарекомендовав себя одним из ведущих отечественных исполнителей новой волны.