Анонс
С концертом симфонической музыки выступят артисты оркестра Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского.
Солисты — лауреаты международных конкурсов Константин Сучков (баритон) и Антон Зарубин (кларнет).
Дирижер — заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов.
В программе концерта: 5-я симфония («Сонеты Шекспира») Александра Локшина, Камерная симфония № 4 Мечислава Вайнберга и Симфониетта для струнного оркестра си минор Николая Мясковского.
Александр Лазаревич Локшин (1920–1987) — один из самобытнейших представителей русской композиторской школы ХХ века. Композитор, обладавший великим масштабом дарования и поистине малеровской трагической остротой. Любимый ученик крупнейшего композитора—симфониста, профессора Московской консерватории Николая Мясковского; друг Дмитрия Шостаковича, который искренне восхищался его творчеством. Легендарная пианистка Мария Юдина и другие крупнейшие представители отечественной культуры ХХ века считали его гениальным композитором.
В 1945 году Локшина пригласили преподавать в Московскую консерваторию. Через 3 года, в 1948 году в ходе печально известной кампании «по борьбе с космополитизмом», а также за пропаганду среди студентов «идейно чуждой» музыки величайших композиторов XX века Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича Александр Локшин был уволен из консерватории. Его жизнь (долгие годы он жил под тяжестью неправедного обвинения в доносительстве, одиночества и отчуждения даже близких по духу людей) отразила многие судьбы представителей советской интеллигенции, загнанных в угол «внутренней эмиграции», но не сломленных духовно.
Признание пришло к Локшину в 1970 году после исполнения его 5-й симфонии («Сонеты Шекспира») Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая, ставшего пропагандистом творчества Локшина. Двухчастная Пятая симфония представляет собой характерный для композитора тип «симфонии с голосом». Она написана для баритона и камерного оркестра на LXVI и LXXIII сонеты Шекспира (в русском переводе Б. Пастернака).
Мечислав Самуилович Вайнберг (1919–1996) — выдающийся польский, советский и российский композитор, один из крупнейших представителей «школы Шостаковича». И хотя формально Шостакович не был учителем Вайнберга, он оказал огромное влияние на его творчество. Масштабность и глубина концепций, обращение к темам широкого общественного звучания, философское осмысление таких вечных тем искусства, как жизнь и смерть, красота, любовь — все эти качества музыки, свойственные Шостаковичу, также нашли претворение в произведениях Вайнберга. Шостакович считал Вайнберга равным себе по творческому масштабу. Их связывала крепкая, искренняя дружба. Когда в 1953 году Мечислава Вайнберга осудили в связи с «делом врачей», Дмитрий Шостакович ходатайствовал за его освобождение.
Широкой публике Мечислав Вайнберг известен как автор музыки к выдающимся советским кинофильмам («Летят журавли», «Дон Кихот», «Последний дюйм»), а также к анимационным фильмам («Двенадцать месяцев», «Винни-Пух») и другим. Между тем, его перу принадлежат более 20 «больших» и 6 камерных симфонических опусов, в которых наиболее полно раскрылась его своеобразная индивидуальность. Его произведения исполняли и записывали такие дирижеры как Юрий Аранович, Антоний Вит, Кирилл Кондрашин, Габриэль Хмура, Марк Эрмлер. К творчеству Вайнберга не раз обращались Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Леонид Коган.
Камерная симфония № 4 для струнного оркестра, кларнета и треугольника была окончена в 1992 году и стала последним завершенным сочинением Вайнберга. Симфония наполнена сложными философскими, этическими и эстетическими размышлениями. В пронзительной по красоте музыке присутствуют и напряжение, и расслабленность. Обращает на себя внимание выразительная вторая часть, близкая к музыке клезмер (народная музыка евреев восточной Европы, «клезмер» в переводе с идиша означает музыкант и образовано от двух слов «клей» — применение и «земер» — песня). Подлинный центр сочинения — третья и четвертая части, где кларнет ведёт негромкий интимный разговор с низкими струнными.
Симфония была важнейшим жанром в творчестве Николая Яковлевича Мясковского (1881–1950) — автора 27-и симфоний (не считая симфониетт). Во многом благодаря Мясковскому, традиции жанра симфонии, выработанные европейскими и русскими классиками, сохранились на стыке двух эпох и получили могучий толчок для развития в будущем. За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих выдающихся музыкантов, среди которых Александр Локшин, Дмитрий Кабалевский, Борис Мокроусов, Вано Мурадели, Арам Хачатурян, Борис Чайковский, Родион Щедрин и многие другие.
В его музыке органично соединилось «старое» и «новое», традиции классической музыкальной культуры и острота экспрессионизма, высокая трагедийность Бетховена и Чайковского и смелость музыкального авангарда. Дмитрий Шостакович считал Мясковского «крупнейшим симфонистом после Малера». Сергей Прокофьев писал, что «музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты» и всю жизнь оставался самым активным и преданным пропагандистом его музыки на Западе.
Концертный вечер завершит Симфониетта для струнного оркестра си минор Николая Мясковского.
Сегодня сочинения Мясковского, Локшина и Вайнберга обретают новую жизнь, вызывая интерес исполнителей и слушателей во всем мире.
Константин Сучков (баритон) — солист Пермской оперы, лауреат международных конкурсов вокалистов. Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Трижды был номинирован на российскую театральную премию «Золотая Маска». С гастролями выступал в Австрии, Германии, Италии, Польше, Швейцарии, Грузии, Китае, Японии.
Антон Зарубин (кларнет) — артист оркестра Пермского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов. Выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных.
Валерий Платонов — оперно-симфонический дирижёр. В 1977 году окончил Уфимский институт искусств по классу дирижирования, в 1982 — Уральскую консерваторию. Заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат премии «Золотая Маска». Дирижировал ведущими российскими коллективами: Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, симфоническими оркестрами Мариинского и Большого театров. Сотрудничал с коллективами из Германии, Ирландии, США, Украины, Беларуси. Дирижер Пермского театра оперы и балета.