Анонс
9 августа 1942-го года. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии включен свет, хрусталь люстр сверкает пронзительно и торжественно. Звучит 7-я симфония Шостаковича. Она транслируется из переполненного зала на улицы блокадного Ленинграда и за его пределы; безопасность музыкантов и слушателей обеспечивает огонь артиллерии Ленинградского военного округа... Этот концерт в осажденном городе стал символом подлинного мужества и силы духа.
Легендарная «Ленинградская» симфония прозвучит в Большом концертном зале Пермской филармонии в исполнении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Дмитрия Синьковского.
В программе выступления Оркестра — 7-я симфония Дмитрия Шостаковича и Болеро Мориса Равеля.
7-я симфония, посвященная композитором родному городу, признана величайшей партитурой ХХ века. А само имя Шостаковича для широкой аудитории оказалось навсегда спаяно со «знаменитой ленинградкой», — так назвала симфонию Анна Ахматова.
Первые наброски произведения композитор сделал в городе на Неве ещё до войны, а завершил в конце 1941 года уже в Куйбышеве — в эвакуации. Там же, 5 марта 1942 года симфонию впервые исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза. Следующие исполнения произошли в Москве, Новосибирске, Лондоне, Нью-Йорке. Но главная премьера была ещё впереди...
В том, что Симфония № 7 должна прозвучать в блокадном Ленинграде, убедил всех главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. В июле 1942-го партитура специальным самолетом была доставлена в осажденный город и начались репетиции. Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов, а в оркестре радиокомитета многие из оркестрантов умерли от голода, а способных держать инструменты осталось всего 15 человек. Музыкантов разыскивали и в городе, и на ближайших передовых. С миру по нитке — так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр.
В истории музыки много удивительных событий. Однако, никогда и нигде не случалось ничего столь драматичного и возвышенного, как исполнение 7-ой симфонии Шостаковича в окруженном фашистами Ленинграде.
Карл Ильич Элиасберг вспоминал: «И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили».
«Я навсегда сохраню чувство глубочайшей благодарности к вам, восхищение вашей преданностью искусству, вашим артистическим и гражданским подвигом», — писал Шостакович в адрес героического оркестра.
Концертный вечер продолжит самое знаменитое «Болеро».
1928 год. Французский композитор Морис Равель совершает большое турне по США. В Нью-Йорке происходит его встреча с балериной Идой Рубинштейн. Танцовщица составляла тогда достойную конкуренцию Анне Павловой и Наталье Трухановой. Она лично попросила Равеля написать музыку, которая помогла бы ей выразить себя ещё ярче. По возвращению с гастролей, Морис принялся за работу. Работалось композитору легко, и пьеса родилась довольно быстро. 22 ноября 1928 года — Парижская Гранд-Опера, декорации Александра Бенуа, хореография Вацлава Нижинского. На сцену в туфлях на каблуках вышла гордая, независимая, страстная женщина Ида Рубинштейн... В этот вечер впервые звучало «Болеро» Мориса Равеля. Постановка прошла с огромным успехом.
Балет озаглавлен по названию популярного испанского танца, исполняемого обычно под аккомпанемент кастаньет. Сам композитор писал: «В 1928 году, по просьбе госпожи Рубинштейн, я сочинил Болеро для оркестра. Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причём ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо».
Музыкальная структура произведения необычайно строга: основная мелодия (тема) и аккомпанемент представлены в двух различных секциях, которые повторяются множество раз с постепенно нарастающей интенсивностью. Максимизирован эффект нарастания звука, начиная с тихого, почти медитативного начала и постепенно достигая мощного фортиссимо. Каждый новый вход инструмента прибавляет сложности и интенсивности, в то время как основная мелодия остается неизменной, что создает гипнотический эффект.
Оркестровые приёмы Равеля, его композиционный замысел «Болеро» повторил Дмитрий Шостакович в эпизоде «нашествия» 7-ой симфонии. «Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю „Болеро“ Равеля, — признавался Дмитрий Шостакович, — Пусть упрекают, а я так слышу войну».
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова (ГАСО) — гордость отечественной культуры, один из ведущих оркестров не только России, но и мира. В 2025 году коллективу исполняется 89 лет. Многолетний творческий путь Госоркестра России — это множество концертов, гастролей, записей и наград. С оркестром неоднократно выступали выдающиеся солисты мировой сцены. С 2005 года Оркестр носит имя своего легендарного художественного руководителя Евгения Федоровича Светланова, который 35 лет управлял коллективом музыкантов, и с которым была записана полная антология русской симфонической музыки.
Управлять Оркестром будет дирижер Дмитрий Синьковский. Он окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского и аспирантуру факультета исторического и современного исполнительского искусства консерватории. Учился хоровому дирижированию в Загребской музыкальной академии у Томислава Фачини. Занимался оперным и оркестровым дирижированием под руководством ученицы Ильи Мусина Сабри Бекировой в Тулузе.
С 2022 года — главный дирижёр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина. Осуществил премьерные постановки опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пиковая дама» Чайковского (перенос из Большого театра России), «Кармен» Бизе, новую сценическую редакцию опер «Травиата» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини, дирижер концертных программ, проводимых в зале «Пакгаузы на Стрелке». В 2011 году создал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale, с которым выступал на крупных международных фестивалях и в концертных залах России и мира. На основе этого ансамбля весной 2022 создал и возглавил оркестр La Voce Strumentale. Дмитрий Синьковский нередко выступает на концертах сразу в трёх амплуа — певца, музыканта и дирижера, и справляется с этим блестяще.