Хор Мариинского театра – коллектив, широко известный в России и за рубежом. Он интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, которая богата событиями и тесно связана с развитием русской музыкальной культуры.
В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений исполнялись хором Мариинского театра, который был органичной частью оперной труппы. Успешным развитием традиций хорового исполнительства театр обязан высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карла Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Заложенные ими основы бережно сохранялись их последователями, среди которых были такие хормейстеры, как Владимир Степанов, Авенир Михайлов, Александр Мурин. С 2000 года хором Мариинского театра руководит Андрей Петренко.
В настоящее время репертуар хора представлен широким спектром произведений, от многочисленных оперных полотен русской и зарубежной классики до сочинений кантатно-ораториального жанра и хоровых произведений a cappella. Помимо итальянских, немецких, французских и русских опер, идущих на сцене Мариинского, и таких произведений, как Реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и Мориса Дюруфле, «Кармина бурана» Карла Орфа, Stabat Mater Джоаккино Россини, в репертуаре хора широко представлена духовная музыка: Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Артемий Ведель, Степан Дегтярев, Александр Архангельский, Александр Гречанинов, Стеван Мокраняц, Павел Чесноков, Игорь Стравинский, Александр Кастальский («Братское поминовение»), Сергей Рахманинов (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петр Чайковский (Литургия св. Иоанна Златоуста), а также светская русская и зарубежная классика.
Хор театра обладает красивым и мощным звучанием, необычайно богатой звуковой палитрой, а в спектаклях артисты хора демонстрируют яркое актерское мастерство. Хор является постоянным участником международных фестивалей и мировых премьер. Сегодня он один из ведущих хоровых коллективов в мире. В его репертуаре свыше шестидесяти опер русской и зарубежной мировой классики, а также огромное количество произведений кантатно-ораториального жанра, в числе которых сочинения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Сергея Танеева, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Софьи Губайдулиной и других.
Хор Мариинского театра – постоянный участник и лидер хоровых программ Московского Пасхального фестиваля и Международного фестиваля, посвященного Дню России. Он принимал участие в первом исполнении «Страстей по Иоанну» и «Пасхи по Иоанну» Софьи Губайдулиной, «Новой жизни» Владимира Мартынова, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова и российской премьеры оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина (2007).
За запись сочинения Софьи Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева был номинирован в категории «Лучшее хоровое исполнение» на премию Grammy.
C программами a capella коллектив выступал в самых престижных залах России, Литвы, Финляндии, Голландии, Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Великобритании, Израиля и Дании.
Хор Мариинского театра активно участвует в записях лейбла Mariinsky под управлением Валерия Гергиева: «Нос» Шостаковича (2009), Кантата «Москва» Чайковского (2009), «Парсифаль» Вагнера (2010), «Очарованный странник» Щедрина (2010), Симфонии № 2 и № 11 Шостаковича (2010), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2011), «Свадебка» и «Царь Эдип» Стравинского (2010). За эту запись коллектив, получил одну из ярких наград – престижную европейскую премию ICMA 2011 – «За лучшую работу хора», на которую претендовало 16 профессиональных европейских хоров.