ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема

Состав:

«Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека», — Олег Лундстрем (из интервью).

Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Организованный в Харбине детьми работников КВЖД в 1934 году, оркестр в 2016 году отмечает свое 82-летие и 100-летие со дня рождения его основателя и бессменного, на протяжении 77 лет дирижера и художественного руководителя, Олега Леонидовича Лундстрема

Это самый «долгоиграющий» биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже. С чего же началась деятельность знаменитого российского коллектива?

Увлечение джазом началось с 1932, когда в руки Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона «DEAR OLD SOUTHLAND». Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.

В 1934 году друзья, выросшие вместе молодые музыканты, решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем, путем голосования, был выбран Олег Лундстрем. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая — Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был первый состав оркестра Олега Лундстрема.

1935 — год завоевания популярности в Харбине. Все начиналось с подработок на танцевальных вечерах и балах, за тем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием «Зеленый крокодил».

Вскоре политическое положение в Китае изменилось, и многие русские семьи были вынуждены покинуть Харбин. Во время кратковременной поездки в Шанхай Олег Лундстрем договаривается о первой работе в отеле «Янцзы», и весь оркестр переселяется в один из самых крупных городов Китая. Довольно быстро появляется известность в городе. Следующее место работы — популярный болл-рум «Мажестик», позднее элитарный болл-рум «Парамаунт», что поднимало биг-бэнд на вершины популярности.

Шанхай в то время был столицей Азии, вторым Парижем. В городе звучало более 40 биг-бендов, включая любительские. Конкуренция была огромная, а жизнь полна сложностей, приключений, различных перипетий, рассказ о которых заслуживает съемок приключенческого фильма. В городе часто гастролировали американские музыканты, в том числе и оркестр под управлением Тедди Ведерфорда, в котором играл Бак Клейтон.

В 1937 и 1940 годах оркестр выезжает на летний сезон в знаменитый курортный город Циндао. В оркестре уже 11 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: «Песня о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей.

В оркестре уже 14 человек, а такие импровизаторы, как Алексей Котяков, который часто выступал и в роли вокалиста, Игорь Лундстрем, Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов города. Выступления сопровождаются танцевальными ревю с участием сестер Андерсон а солисткой-вокалисткой является красавица Нина Кэллан. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема «Королем джаза Дальнего Востока». Между артистами сложились не только профессиональные отношения, но и тесная дружба, понимание и поддержка. Биг-бенд — плод работы всего коллектива.

Послевоенные годы — опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах «Лайсеум», «Карлтон» и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», используя интонации Рахманинова. Позже — пьесу «Мираж».

Политическая ситуация в Китае обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно жить в Китае, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР — ведь все участники оркестра советские граждане.

Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину.

В 1947 году оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. Судьба благосклонна к музыкантам, они приезжают в Россию и остаются, живы, так как именно в это время прекращается массовый террор по отношению к «возвращенцам», многие из тех, кто уехал ранее, погибли.

Музыкантам предложено на выбор несколько городов для проживания. Так как все хотели получить высшее музыкальное образование, и выбор пал на Казань так как, там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС «Об опере Вано Мурадели «Великая Дружба» в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года, вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских и наиболее популярных советских песен, как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.

В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки, целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. С помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности.

Активную роль в развитии успеха сыграл первый директор коллектива М.И. Цын. В 1956 году 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже «Росконцерта») под управлением Олега Лундстрема. Участие в фестивале Дружбы народов в 1957 году проходит с большим успехом. Началась успешная гастрольно-концертная жизнь оркестра.

В эстрадных программах оркестра принимали участие легенды 60-х, лучшие певцы и певицы СССР: Валентина Дворяниноваквартет «Аккорд», Дмирий Ромашков, квартет «Гайя», Ара Арсенян , Галина Козакова,. Вероника Круглова, Майя Кристалинская, , Сорокин Сергей , Гюли Чохели. В 70-е популярность в оркестре приобрела Ирина Понаровская и Алла Пугачева. В 80-е годы с большим успехом с оркестром работали Ирина Отивева, Светлана Рубинина, Ольга Кормухина., квартет «Москва-транзит», поздее, в 90-е годы Армине Саркисян.

В истории оркестра тысячи километров гастрольных дорог по СССР, России и зарубежью, более 10000 концертов в СССР и современной России. «Для биг-бэнда традиционно характерно глубокое проникновение в характер джазового мастерства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок — с другой стороны» писали музыкальные критики того времени.

Была и жесткая критика, непонимание жанра, «коллективные» письма зрителей с возмущением писавшие: «Человек, любящий срою Родину, её народ, её культуру не мог не быть униженным и оскорбленным в своих лучших чувствах, прослушав концерт джаза под руководством Олега Лундстрема, который в течение довольно длительного времени находился в гастрольной поездке по Дальнему Востоку и 28-29 мая 1960 года выступал в городе Уссурийске. К счастью, образованная часть общества всегда поддерживала оркестр. Легенда гласит, что среди поклонников оркестра был А. А. Громыко. В трудный момент, благодаря своему влиянию, оркестр практически спас писатель Сергей Михалков, поддержал известный журналист, главный редактор «Известий» А. А. Аджубей.

Успех оркестра чередовался постоянными перипетиями, связанными с запретами, непониманием, а порой и банальной завистью коллег по цеху. Удивительным для того времени является факт, что никто из оркестра не вступил в КПСС, несмотря на давление и явное препятствие для успеха. Возможно, именно чувство самоуважения служило первопричиной для уважения «власть имущими» и сохранения оркестра.

Знаменитые оркестры прекращают свою работу, в том числе и оркестр Леонида Утесова. Однако «Государственный камерный оркестр джазовой музыки» был сохранен, избежал разворовывания и забвения.

И несмотря ни на что, в ноябре 1998 года оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории, подняв статус джаза до подмостков классической сцены. Теперь абонемент в классических филармонических залах имеют многие джазовые музыканты.

Стоит выделить тур по Китаю, прошедший с огромным зрительским успехом. В ноябре 2003 года музыканты выступили в крупнейших городах Поднебесной. Интересен факт, что последний концерт проходил в знаменитом «Парамаунте», в том же зале, где оркестр под руководством Олега Лундстрема начинал свою блестящую карьеру. Прозвучали лучшие джазовые произведения, в том числе и авторские пьесы Олега Лундстрема, которые звучали в этих стенах более полувека назад. Не обошлось без знаменитой «Катюши» в аранжировке Олега Лундстрема.

14 октября 2005 года Олег Лундстрем скончался. Великий маэстро похоронен на сельском кладбище в подмосковном селе Соколово, рядом со своими друзьями и родственниками.

Оркестр Олега Лундстрема часто представляет российскую культуру за рубежом на межправительственных мероприятиях. Гастроли на Украине, в Германии, Молдавии, Латвии, Грузии, Абхазии, Казахстане, Швейцарии, Кипре, Германии, Индии. Играет на международных форумах и конференциях.

За огромный срок своей биографии, оркестр оказал влияние на поколения, оставшись в памяти зрителей ярким открытием. До сих пор на постсоветском пространстве «оркестр Олега Лундстрема» является кодовым понятием, объединяющим воспоминанием обо всем том светлом, что было в совместной истории. Это подтверждают многочисленные отзывы зрителей и журналистов после концертов, проходящих на территории СССР.

Оркестр преодолел запреты на исполнение джаза в СССР, пережил совершенное безденежье, отсутствие зарплат и полунищенское существование 90-х. Сегодня оркестр гастролирует, вопреки цензуре денег на телевидении, находясь практически в полном информационном вакууме, имея более чем скромное государственное финансирование.

Имя оркестра стало брендом десятилетия в джазе. Популярность биг-бэнда иронично подтверждает наличие многочисленных оркестров-подражателей, незаконно использующих имя легенды джаза и дающих концерты «по странам и весям». Увы, авторские права в России пока не уважают, а публика зачастую довольствуется именем, а не музыкой.

Концерты

Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.