Анонс
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
Фестиваль завершится большим симфоническим концертом. В исполнении Национального филармонического оркестра России (НФОР) прозвучит музыка Антонина Дворжака, Золтана Кодая, Белы Бартока и Эрнеста Блоха. Соло на скрипке исполнит сам маэстро Владимир Спиваков. Дирижёр Арсентий Ткаченко. Партия цимбал – Катерина Анохина.
Симфонию № 7 ре минор известного чешского композитора Антонина Дворжака (1841-1904) называют «патетической» и «трагической». По словам Дворжака, он испытывал желание создать симфонию, «которая должна быть такой, чтобы взволновать мир». Произведение проникнуто патриотическими устремлениями – суровый колорит музыки вызывает ассоциации с героическим прошлым чешского народа. Премьерное исполнение состоялось в Лондоне в 1885 году, дирижировал сам автор. Симфония была восторженно принята публикой и критиками, но композитор счёл нужным подвергнуть её переработке, сократив 40 тактов: «Я убежден, что теперь в произведении нет ни одной лишней ноты», – утверждал Дворжак.
«Танцы из Га́ланты» относятся к фортепианному наследию выдающегося венгерского композитора Золтана Кодая (1882-1967), но более известны в оркестровой редакции. В возрасте 50 лет композитор пишет ряд сочинений, в которых возвращается к своим музыкальным корням. В конце XIX века, когда по узким улочкам Галанты ходил в школу мальчик по имени Золтан, это был небольшой уютный городок, где часто звучала музыка, как правило – цыганская. Услышанные тогда народные мелодии композитор Золтан Кодай решил со временем использовать для создания «Танцев». Эффектное произведение «Танцы из Га́ланты» с характерным узнаваемым венгерским колоритом сразу же завоевало сердца слушателей.
Рапсодия № 1 для скрипки с оркестром самого известного венгерского композитора ХХ века Белы Бартока (1881-1945) написана в свободном, импровизационном стиле. Использование таких инструментов, как цимбалы и приёмов игры народных скрипачей, создают идеальную имитацию звучания цыганского оркестра. Форма Рапсодии соответствует традиции, заложенной Ференцем Листом: два раздела – распевный, с эпическим оттенком и стремительный, танцевальный. Возможность свободного фантазирования на темы народных песен, соединение разнохарактерных эпизодов позволили автору создать яркое концертное сочинение — одновременно виртуозное и вдохновенное.
«Нигун» из Сюиты для скрипки и фортепиано «Баал Шем» (Baal Shem) швейцарско-американского композитора Эрнеста Блоха прозвучит в авторской версии для скрипки и оркестра. Эрнест Блох был одним из самых оригинальных композиторов первой половины XX века, его музыка страстная и печальная, глубоко интеллектуальная, как правило, насыщена еврейскими мелодиями. «Нигун» (народный напев, «импровизация») - вторая часть трёхчастной сюиты Baal Shem. Нигун - это своего рода музыкальная молитва.
Солирующую партию на концерте исполнит выдающийся скрипач, народный артист СССР Владимир Спиваков. За дирижерским пультом Арсентий Ткаченко, уверенный, что «В зале должно произойти чудо по имени Музыка — когда без слов мы сможем испытать самые глубокие чувства».
Лауреат III Всероссийского конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров имени И.А. Мусина (2012). В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии – Симфонического оркестра Венгерских государственных железных дорог (MÁV Szimfonikus Zenekar, Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Ф. Листа. С сентября 2019 года – дирижер Национального филармонического оркестра России.
Сценический опыт Катерины Анохиной (цимбалы) включает неоднократные победы на международных конкурсах и фестивалях, выступления с именитыми музыкантами. В качестве солистки побывала с концертами в двенадцати странах мира, включая Швейцарию, Германию, Италию, Испанию, Японию, США, Сингапур и Иран.
Катерина Анохина является победительницей Международного конкурса инструменталистов IBLAGRANDPRIZEв (Сицилия ), Международного конкурса интерпретаторов современной музыки в Риме (1 место), IX Международного конкурса современной музыки им. Пендерецкого в Кракове (1 место в категории «солисты» и Гран При конкурса).