Анонс
Известная органистка из Петербурга Марина Вяйзя приглашает на вечер, посвящённый искусству органной транскрипции.
Главная органистка Санкт-Петербургского кафедрального собора Святой Марии выступит с концертной программой «Всемогущий орган или в мире органных транскрипций».
Всемогущий Орган! Его не случайно называют королем инструментов. Широкий диапазон звуковых частот, богатство тембров и обилие музыкально-исполнительских средств позволяют ему заменить любой инструмент и даже симфонический оркестр.
Музыка, написанная в оригинале для большого состава инструментов, в органных транскрипциях становится доступной для исполнения одним человеком — органистом. Лучшие органные транскрипции — это не просто переложение для органа и демонстрация выразительных и технических возможностей инструмента, а скорее — творческое переосмысление произведения с бережным отношением к замыслу автора.
На концерте будет представлена роскошная программа, требующая от исполнителя масштабности мышления, высочайшего мастерства и виртуозного владения инструментом.
В программе — шедевры неувядающей классики, любимые многими поколениями слушателей.
В органной версии прозвучит балетная, оперная, симфоническая и инструментальная музыка Ж.-Ф. Рамо, И.С. Баха, И. Альбениса, К. Сен-Санса, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова.
Марина Вяйзя предлагает насладиться новым звучанием известных произведений в органных транскрипциях.
Программу концерта откроет изысканная музыка французского композитора Жан-Филиппа Рамо из балета «Галантные Индии». Название этого балета сегодняшнего слушателя может ввести в заблуждение. Почему «Индии» во множественном числе? И почему «галантные»? Дело в том, что «индиями» во времена Рамо называли все далекие и экзотические страны. Композитор, которого называли «французским Бахом», к «индиям» отнес Турцию, Персию, Перу и Северную Америку. Именно там происходят события в его опере-балете, и действуют в них дикари — дети природы. Они-то и есть «галантные» люди, то есть люди, близкие к природе, а не потому, что знакомы с этикетом. У Рамо «дикари» противопоставляются циничным европейцам. В музыке чувствуется благородство «дикарей», а «галантность» характерна для XVIII века — времени, когда творил Рамо, — эпохи «париков» и галантных танцев.
В концертную программу включены органные транскрипции таких знаменитых произведений, как необыкновенно красивая Ария из сюиты для струнного оркестра Ре мажор Иоганна Себастьяна Баха; Симфония из Кантаты № 29 «Мы благодарим Тебя, Господи» И.С. Баха в известном органном переложении Мориса Дюпре; две части из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха) Шарля-Мари Видора; солнечная, темпераментная Asturias (Астурия или Легенда) из «Испанской сюиты» для фортепиано Исаака Альбениса в версии для органной педали соло; чарующая миниатюра «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса; симфонический шедевр — картина «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова; яркие «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина.
Марина Вяйзя — главная органистка Санкт-Петербургского кафедрального собора Святой Марии, доцент Санкт-Петербургской консерватории, приглашенная солистка Мариинского театра.
Марина Вяйзя — представительница Санкт-Петербургской органной школы, имеющей давние традиции. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории («орган», «клавесин») и там же аспирантуры. Как органистка обучалась в одном из крупнейших музыкальных вузов Европы — Академии им. Яна Сибелиуса в Хельсинки. Проходила стажировку в Штутгартской высшей школе музыки и театра под руководством Людгера Ломанна. Дважды лауреат специальной премии Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева, в качестве дипломанта конкурса провела концертный тур по Великобритании. Лауреат международных конкурсов: JS Fest (Финляндия), Звездный Олимп, многожанровый конкурс им. А. Немтина.
С 2009 года является главным органистом Санкт-петербургского Кафедрального собора Святой Марии. В 2010 году финская фирма Martti Porthan вела в соборе работы по установке необарочного органа. Марина Вяйзя участвовала в комиссии по разработке его проекта и была ответственным куратором при установке инструмента. Как главный органист собора организует общедоступные концерты, а также регулярно дает сольные концерты на различных площадках Санкт-Петербурга.
Выступала с концертами в Финляндии, Эстонии, Швеции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Китае. В обширном репертуаре органистки представлены произведения различных эпох и стилей.