ГКБУК «Пермская краевая филармония»

Вечер вариаций 6+

6 декабря 2024, пятница, 19:00

Органный зал
Пушкинская карта Купить билет 750 — 2 000 р
радио 7
РБК
  • Информационная поддержка «Радио 7»
  • Информационный партнер «РБК Пермь»

Программа

В программе возможны изменения.

Анонс

С концертом выступит лауреат международных конкурсов, пианист Марсель Тадокоро (Япония, Франция).

Прозвучат вариационные циклы Бетховена, Рахманинова, Шимановского.

Вариации — это музыкальная форма, в которой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии и др.

Профессиональные композиторы начали использовать форму вариаций ещё в Средние века. Такие вариации имели импровизационный характер, и на концертах подчеркивали мастерство композитора и исполнителя. В XIX веке при сочинении концертных виртуозных пьес чаще всего использовались именно вариации.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) довёл форму вариаций до высшей степени совершенства. Его полные изобретательности и непредсказуемости вариации — это приглашение в гармоническое и мелодичное приключение, от которого, как известно, и сам автор получал большое удовольствие.

Будут исполнены два известных цикла вариаций Бетховена — Шесть вариаций Фа мажор, соч. 34 и Вариации Ми-бемоль мажор, соч. 35. Оба цикла создавались в 1802 году.

Шесть вариаций Фа мажор, соч. 34 посвящены принцессе Анне Луизе Барбаре Одескальки, одной из учениц Бетховена и очень способной пианистке. Бетховен не стал здесь использовать для темы музыку другого композитора, а написал её сам. Вариации, соч. 34 были новаторскими в том смысле, что каждая из шести написана в своем ключе: каждая разворачивается в разной тональности, размере и темпе. Тональности шести вариаций описывают нисходящий круг терций — от Фа мажор через Ре мажор, Соль мажор, Ми-бемоль мажор и до минор. Последняя вариация имеет миниатюрную коду, подготавливающую возврат к основной тональности — Фа мажору, и заканчивается замысловато орнаментированным и относительно спокойным финалом. В произведении есть и жанровые изменения темы: четвертая вариация — менуэт, пятая — похоронный марш.

Вариации и фуга Ми-бемоль мажор, соч. 35 — набор из пятнадцати вариаций (плюс три «бонусные») для фортепиано. Тема этих вариаций была излюбленной у Бетховена. Он уже использовал её ранее в танце из серии контрдансов (старинных английских танцев), а затем в финале балета «Создания Прометея». Сразу же, после написания этих «пятнадцати вариаций», Бетховен приступил к работе над «Героической симфонией», финал которой состоит из вариаций на точно такую же тему. Как только эта симфония завоевала заслуженное признание и известность, пятнадцать фортепианных вариаций, соч.35 обрели название «Героические вариации».

Бетховен начинает произведение не с главной темы, а с её басовой линии, продолжающейся в трёх вариациях. И только после этого — изящно, с полным гармоническим сопровождением вступает главная тема, напоминающая о её танцевальном происхождении. Следующие далее пятнадцать вариаций восхищают своими композиционными и пианистическими фантазиями. Медленная, богато украшенная пятнадцатая вариация приводит к энергичной фуге. Фуга и кода становятся по-бетховенски жизнеутверждающим финалом. В целом, идея этого эффектного произведения заключается в постепенном развитии темы — от изысканного и камерного контрданса к ликующей и триумфальной кульминации.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — великий русский композитор и пианист. «Вариации на тему Корелли», соч.42 — последнее сочинение Рахманинова для фортепиано соло. Написано в 1931 году в Швейцарии и посвящено другу, скрипачу Фрицу Крейслеру. В основе произведения  тема старинного испанского танца «фолии». Эта тема звучит в одной из скрипичных сонат итальянского композитора XVII века Арканджело Корелли. Эту же тему использовал Ференц Лист при написании «Испанской рапсодии». Двадцать вариаций Рахманинова — диалог стилей и эпох: тема приобретает черты менуэта, джазовой импровизации, романтического ноктюрна. Необычен финал: на две последние вариации приходится драматическая кульминация, а затем звучит тихая умиротворённая кода. Рахманинов использовал в вариациях практически всю палитру возможностей рояля, соединив виртуозную технику с тонкими жанровыми стилизациями и изысканной колористикой.

Прозвучат Вариации Ка́роля Шимановского (1882–1937). Имя этого композитора вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена. Интерес к его музыке возник буквально с первых шагов, когда в начале 20-го столетия в Варшаве появился двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил всех тонкостью вкуса и культуры, неповторимой красотой своих произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Было ясно, что она очень талантлива.

Вариации си-бемоль минор, соч. 3 — это цикл из двенадцати вариаций на собственную тему Кароля Шимановского. Цикл датируется 1901-03 годами, когда молодой композитор учился в Варшаве. Создавая это произведение, он опирался на традиции таких мастеров-романтиков фортепианной музыки XIX века, как Роберт Шуман и Ференц Лист. Но несмотря на романтический стиль, Вариации си-бемоль минор отличаются смелой, а временами даже хроматической и диссонирующей, гармонией. Шимановский посвятил их своему другу и великому пианисту Артуру Рубинштейну.

Марсель Тадокоро (1993) — французский пианист японского происхождения. Окончил Национальную консерваторию в Париже. Продолжил своё образование в аспирантуре Высшей Парижской школы музыки им. Альфреда Корто под руководством известной пианистки, профессора Рены Шерешевской, воспитавшей плеяду потрясающих исполнителей, победителей международных конкурсов, среди которых — Люка Дебарг и Александр Канторов.

Марсель Тадокоро — лауреат международных конкурсов пианистов в Испании и Франции, обладатель специального приза Международного конкурса им. Вана Клиберна (2022, США), лауреат Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала» (2024 год, территория Арктической зоны, Ямал).

Его блестящее исполнение программы на XVII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (2023 год) получило массу восторженных отзывов. Критики отметили свободную, почти раскованную манеру его игры; ювелирно выстроенную драматургию образов и продуманный артистизм, что выдаёт в талантливом пианисте незаурядного интерпретатора.

Помимо Японии, Марсель Тадокоро выступал с сольными концертами на сценах Франции, Италии, Австрии, России.

#Пушкинская карта #Бетховен #Инструментальное соло #Рахманинов #Фортепианная музыка
Вернуться
Вход  /  Зарегистрироваться
Забыли пароль? Отмена
Обратно
Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГКБУК «Пермская краевая филармония» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.