Анонс
Волшебный праздник — Рождество! Именно в Рождество люди чувствуют единение друг с другом и какое-то тепло, исходящее от каждого сердца, свято верующего в добро, любовь и счастье.
Светлой музыкой Рождества наполнится Органный зал в этот вечер.
Чудесная музыка Россини и Баха объединит всех участников концерта и подарит слушателям особую атмосферу радости и добра!
С концертной программой «Свет Рождества» выступят пермские музыканты: Концертный хор мальчиков и Мужской хор Пермской хоровой капеллы (художественный руководитель капеллы, дирижёр и главный хормейстер Дмитрий Батин); солистка Пермской краевой филармонии Евгения Камянская (орган); солисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского: Наталья Кириллова (сопрано), Наталья Буклага (меццо-сопрано), Эдуард Морозов (баритон), Анатолий Шлиман (тенор).
В программе концерта — «Маленькая торжественная месса» Джоаккино Россини и Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор из Органной мессы Иоганна Себастьяна Баха.
«Боже милосердный! вот она и закончена, эта бедная маленькая месса. Благословенная ли у меня получилась музыка или про́клятая? Ты ведь знаешь, я рожден для оперы-буффа! Немного уменья, чуть-чуть души — всё тут. Будь же добр ко мне и ниспошли мне рай». Такую скромную приписку он сделал на последнем нотном листе «Маленькой торжественной мессы» (Petite Messe solennelle). Этому сочинению Россини суждено было стать его «лебединой песней».
Джоаккино Россини (1792–1868) — итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки. Гений комической оперы, непревзойденный мелодист, он рассыпал напевы, которые покоряли слушателей во всех странах мира. Ни один из итальянских композиторов ни до, ни после Россини не создавал музыку подобной красоты, изящества и блеска. В расцвете славы, в 37 лет этот блистательный композитор, «Европы баловень Орфей» — по словам Пушкина, перестаёт сочинять оперы.
«Маленькую торжественную мессу» Россини написал в 1863 году и назвал её своим «последним смертным грехом». В этом произведении прославленное оперное «прошлое» Россини сочетается с традицией старинной полифонии, образуя восхитительное слияние духовной музыки и оперного шарма. Великий мастер оперного bel canto проявился и в благоговейном отношении к естественному и прекрасному человеческому пению, которое подобно драгоценному камню лучится в мессе Россини тёплыми и бесконечно разнообразными красками; и у каждого солиста есть «своя» ария. «Маленькая торжественная месса» состоит из 14 номеров, составляющих пять основных разделов: Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. Жанровый состав произведения достаточно разнообразен и нетрадиционен: «оперные арии», марши, пастораль. Важное значение в мессе Россини приобретает музыкально-тембровая драматургия, благодаря чему каждый раздел имеет свой вокально-тембровой образ. Так, для Kyrie характерно хоровое звучание, а в Gloria — господство сольных и ансамблевых номеров. В России «Маленькая торжественная месса» впервые прозвучала 14 декабря 1869 года в зале Московского Благородного собрания.
Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор из Органной мессы — одно из самых известных органных сочинений немецкого гения эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха. Произведение относится к лейпцигскому, последнему периоду жизни композитора. Творения Баха того времени отмечены экспрессивностью, смелостью художественных и технических задач.
Бах не называл свое произведение «Органной мессой», он издал его как Третью часть «Клавирных упражнений». Название закрепилось с легкой руки Альберта Швейцера — исследователя творчества Баха. Обычно, Органная месса состоит из ряда хоральных прелюдий, хоральных фантазий. И в структуре баховского произведения, содержащего обработки хоральных песнопений, Швейцер справедливо усмотрел сходство с жанром органной мессы.
Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор наполнены символикой Святой Троицы. В оригинале прелюдия и фуга не составляют единого двухчастного цикла, а служат обрамлением (началом и заключением) Третьей части «Клавирных упражнений». С образом Святой Троицы также связывают три темы в прелюдии; три темы в фуге, состоящей из трёх разделов выбор тональности с тремя бемолями при ключе.
Историк и музыкант Лоренц Мицлер в книге 1740 года «Музыкальная библиотека» отзывался об «Органной мессе» Баха: «Автор дал новое доказательство того, что он превосходит многих других опытностью и мастерством. Никто не может превзойти его в этой области. Это произведение является весомым аргументом против тех, кто отважился критиковать музыку Придворного композитора».
Пермская хоровая капелла мальчиков — уникальное учебное заведение художественного образования Прикамья с шестидесятилетней историей, яркой концертной жизнью и своеобразным творческим имиджем. С начала существования Пермской хоровой капеллы были заложены традиции академического хорового искусства в сочетании с высоким профессионализмом исполнительства. Эти традиции соблюдаются и поныне. Хоровая капелла — один из главных брендов Пермского края, известный далеко за его пределами. Имена солистов и названия творческих коллективов Пермской хоровой капеллы нередко звучат со сцены при награждении на Всероссийских и международных конкурсах. В 2013 году Пермская хоровая капелла мальчиков была признана одной из лучших школ России, получила золотую медаль и диплом лауреата конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования».
Художественный руководитель капеллы, дирижёр и главный хормейстер — лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент Пермского государственного института культуры, композитор Дмитрий Батин; с 2022 года — директор капеллы.
Евгения Камянская (орган) — солистка Пермской краевой филармонии. Выпускница Казанской государственной консерватории. Участвовала в мастер-классах ведущих органистов мира. Лауреат и член жюри многих международных конкурсов. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими музыкантами и музыкальными коллективами Перми, России и зарубежья. Доцент кафедры специального фортепиано Пермского государственного института культуры. В 2005 году основала в Перми органную школу. В 2017 году стала инициатором включения в перечень конкурса «Новые имена» специальности «орган». Лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства, лауреат фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва), обладатель многочисленный наград и премий.
Наталья Кириллова (сопрано) — солистка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Выпускница Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Неоднократно подтверждала свое вокальное мастерство на престижных международных конкурсах, таких как — им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания), им. Марии Калласс в Афинах (Греция), конкурс старинной музыки в г. Брюгге (Бельгия). На фестивале-конкурсе Musica Classica «Венская весна» в г. Руза была удостоена звания Гран-при. Обладает тонким стилевым чутьем и филигранной техникой, что безгранично расширяет её репертуар — от музыки барокко до ультрасовременной, включая стиль belcanto.
Наталья Буклага (меццо-сопрано) в 1998 году окончила Новгородское училище искусств им. С.В. Рахманинова, а в 2004 — Пермский государственный институт искусства и культуры (класс Елены Опариной). С 2005 года — солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. С 2022 года — солистка Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. С 2024 года — приглашенная солистка Новосибирского академического театра оперы и балета. Трижды дипломант Российской национальной премии «Золотая маска». Неоднократно принимала участие в Дягилевском фестивале, в постановках и концертных проектах под управлением дирижера Теодора Курентзиса. Принимала участие в гастролях Пермской оперы в Ирландии, Греции, Испании, Люксембурге, Германии.
Эдуард Морозов (баритон) — участник ансамбля солистов «Хорус-квартет» Пермской краевой филармонии, солист Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В 2001 году окончил вокальное отделение Республиканского музыкального училища в Сыктывкаре. В 2006 — Пермский государственный институт искусств и культуры по специальности сольное пение. В этом же году стал солистом пермской оперы. Дипломант фестиваля «Пермский меломан» (2006), лауреат фестиваля «Волшебная кулиса» (2011).
Анатолий Шлиман (тенор) — солист Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского (с 2022 года). В 2015 году окончил Свердловское областное музыкальное училище им. П. И. Чайковского. Работал артистом хора в Екатеринбургском государственном театре оперы и балета (ныне «Урал Опера Балет»), исполняя также в спектаклях сольные партии. Был артистом концертного объединения «Городской дом музыки» (Екатеринбург). С 2020 — солист хора Parma Voices. В его репертуаре солирующие партии в операх: «Любовь к трем апельсинам», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Отелло», «Греческие пассионы», «Кармен», «Богема», «Волшебная флейта», «Морозко», «Пиковая дама», «Граф Ори» и другие.