Анонс
С сольным концертом выступит 16-летний китайский пианист Ни Ченьчжэ, лауреат Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского.
В концертной программе — три признанных гения: Бах, Бетховен, Лист.
Прозвучат шедевры мировой классической музыки, виртуознейшие фортепианные произведения: Партита № 1 Си-бемоль мажор Баха, Соната № 23 фа минор «Аппассионата» Бетховена и «Трансцендентные этюды» Листа.
Концерт начнётся с музыки немецкого гения эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха.
Партиты — вершина достижений Баха в сюитном жанре. Партиты уже создавались до него, но Бах в этом жанре стал настоящим новатором. В его партитах традиционные части танцевального характера (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт...) чередуются с нетанцевальными (прелюдия, преамбула, токката, каприччио, бурлеска, скерцо...). Да и сами танцы одухотворены, опоэтизированы Бахом. Так сарабанда, например, делается лирическим центром партиты.
Партиты для клавира, BWV 825–830 — это набор из шести сюит, написанных в 1726–1731 годах. Первую из шести — Партиту Си-бемоль мажор BWV 825 Бах опубликовал в 1726 году, когда ему был 41 год. К тому времени композитор обрёл славу неподражаемого исполнителя: он с одинаковым мастерством играл на любой разновидности клавира, а в игре на органе никто не мог с ним сравниться. Партита № 1 Си-бемоль мажор свидетельствует о его блестящей виртуозности. Она состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. И каждая часть — настоящее музыкальное сокровище, раскрывающее техническое мастерство и творческую фантазию композитора. Партита № 1 Си-бемоль мажор — вечный шедевр, очаровывающий своим блеском!
Людвиг ван Бетховен — великий немецкий композитор, чьё творчество стало вершиной венской классической эпохи и проложило путь к романтизму. Фортепианные сонаты Бетховена — ценнейшая часть его творческого наследия. Вот уже более двух веков они являются желанными номерами концертных программ и важной частью репертуара каждого серьезного пианиста. Каждая из его 32 сонат неповторима. Каждая из них не только восхищает своей глубиной и красотой, но и ставит перед исполнителями сложнейшие творческие задачи.
В программу концерта включена Соната № 23 фа минор «Аппассионата» — сочинение огромной трагической силы. Своё название соната получила через десять лет после смерти Бетховена. Appassionatо, что значит «страстно» — такая характеристика произведения, данная гамбургским издателем Кранцем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием. Сам же Бетховен, отвечая на вопрос, о чём его музыка, советовал прочесть «Бурю» Уильяма Шекспира. Когда слушаешь финал, то невольно вспоминаются слова Ромена Роллана: «...словно ряды наступающих волн, которые разбиваются о скалу, покуда не сокрушат и не потопят её». Композитор считал «Аппассионату» величайшей из своих фортепианных сонат. Её громадная популярность подтвердила его правоту. И.С. Тургенев об «Аппассионате» в рассказе «Несчастная»: «С самых первых тактов стремительно-страстного allegro этой сонаты я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в неё нежданным налетом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца. Я не хотел и не смел вздохнуть».
Сегодня «Аппассионата» является пробным камнем мастерства и зрелости каждого концертирующего музыканта.
Во втором отделении концерта прозвучат «Трансцендентные этюды» венгерского композитора, крупнейшего представителя музыкального романтизма Ференца Листа.
Этюды Листа, как и этюды Шопена, намного превосходят своих предшественников глубиной содержания и оригинальными средствами воплощения. Это вдохновенные, самобытные произведения, где единство художественных и технических задач достигает удивительной высоты.
«Трансцендентные этюды» («Этюды высшего исполнительского мастерства») — цикл из 12 фортепианных произведений. Композитор планировал написать 24 этюда, по одному в каждой из 24 мажорных и минорных тональностей. Но реализовал только половину этого проекта. Лист дал названия этюдам этого цикла, кроме № 2 и № 10. Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.
Когда-то «Трансцендентные этюды» Листа сводили публику с ума. Казалось, они выходят за границы человеческих возможностей. Их запредельная (трансцендентная) сложность была по силам разве что самому автору. Сегодня пианистическая техника шагнула далеко вперед, блестящие виртуозные этюды Листа входят в программы фортепианных конкурсов и неизменно привлекают к себе внимание исполнителей.
Ни Ченьчжэ родился в 2008 году в Китае. В шесть лет впервые сел за фортепиано. В 2018 году приехал по приглашению учиться в Москву. В настоящее время — студент Музыкального училища имени Гнесиных (класс профессора Ю. А. Богданова), а также — известный концертирующий музыкант в России.
Ни Ченьчжэ — победитель международных конкурсов: им. Бетховена (г. Сондрио, Италия, 2020) и им. Ф. Шопена (Хардфорд, США, 2021). Обладатель Гран-При Международного конкурса «От Баха до джаза» (Париж, Франция, 2021) и Международного фестиваля «Кубок Дружбы: Евразия — Китай» (Москва, 2022). Участник гастрольного проекта «Все концерты Сергея Рахманинова с симфоническим оркестром» по городам России (2023). Победитель Первого Московского Международного конкурса пианистов имени Гнесиных (2024). В январе 2023 года Ни Ченьчжэ стал обладателем серебряной медали на Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского.
Ни Ченьчжэ — участник популярных телевизионных шоу: «Лучше всех» и «Синяя птица», телевизионного конкурса «Щелкунчик».
Кроме родного китайского языка, он хорошо освоил английский, русский и немного французский. Много читает, занимается плаванием, баскетболом, собирает кубик Рубика за 15 секунд.