Анонс
Сольный концерт выдающегося виолончелиста, народного артиста России Александра Князева.
В программе концерта – Сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха.
Королевой вечера станет виолончель знаменитого итальянского мастера XVIII века Карло Бергонци, самого любимого и единственно достойного ученика Антонио Страдивари. Исключительный по своей сохранности, подбору дерева и совершенству работы музыкальный инструмент был изготовлен в 1733 году. Восхищаясь звучанием и тембром этой виолончели, на ней играли крупнейшие виолончелисты своего времени – Григорий Пятигорский, Святослав Кнушевицкий. Мстислав Ростропович называл её «свят–инструмент».
Александр Князев играет на ней 35 лет: «Моя виолончель изумительная. Я ещё не встречал виолончель такого уровня, такой невероятной силы и тембра. Когда я издал на ней первый звук, чуть с ума не сошел от восторга. Она пробивает плотность звука любого оркестра».
В истории каждого музыкального инструмента есть произведения, которые можно назвать знаменательными. Открывая и демонстрируя уникальные возможности инструмента, они дают ему выход на большую сцену. Для виолончели таким пропуском в высокий мир музыки стали Сюиты для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха.
Шесть Виолончельных сюит были созданы композитором в Кётене, где он находился на службе у князя Ангальт-Кётенского в качестве капельмейстера и пребывал на этой должности в течение 6 лет до 1723 года. Князь увлекался музыкой и высоко почитал талант Баха, давая ему творческую свободу. В Кётенский период жизни Бах подарил миру блистательные образцы светской музыки, в числе которых и сюиты для виолончели соло. Эти сюиты, в полной мере отразившие полифонический гений Баха, показали, что виолончель – и мелодически, и технически совершенный инструмент, которому под силу передавать самые глубокие эмоции. Самые именитые виолончелисты всего мира исполняли эти сюиты, среди них Пабло Казальс, Мстислав Ростропович, Йо-Йо Ма.
Александр Князев исполнит четыре из шести сюит: №3 До мажор, №5 до минор, №4 Ми-бемоль мажор и №6 Ре мажор. Каждая из них состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух танцев (бурре в сюитах №3 и 4, гавотов в № 5 и 6) и жиги. Самая трудная для исполнения – Шестая сюита, она написана для пятиструнной виолончели viola pomposa, которой в наше время не существует. Поэтому её исполнение для виолончелиста – показатель настоящего мастерства и профессионализма.
Александр Князев уже не раз исполнял на концертах полностью весь цикл из шести сюит. Первая запись цикла состоялась в 1995 году на японской фирме TRITON и была переиздана в Японии в 2010 году этой же фирмой. В 2003 году на крупнейшей звукозаписывающей студии Warner classic все шесть сюит были записаны повторно. Обе записи удостоены высочайших оценок критиков и многих выдающихся музыкантов, а Warner classic предложила Александру в 2020 году вновь (в третий раз!) записать сюиты.
Солист Московской филармонии Александр Князев успешно выступает в трёх амплуа: виолончелиста, органиста, а с 2015 года — пианиста. В 1986 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу виолончели, а в 1991-м получил диплом органиста в Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в их числе: им. П.И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, им. Гаспара Кассадо во Флоренции. Многократный лауреат международной премии Echo Klassik.
В качестве солиста выступал практически со всеми крупнейшими оркестрами мира, выдающимися дирижёрами и ведущими исполнителями. Его называют преемником Ростроповича, с которым Князев неоднократно выступал на одной сцене. Играл в престижных залах, таких как Концертгебау в Амстердаме, Зал Плейель и Театр Елисейских полей в Париже, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Вигмор-холл и Королевский Фестиваль-холл в Лондоне, Моцартеум в Зальцбурге, Музикферайн и Концертхаус в Вене. Был участником многих международных музыкальных фестивалей — от Японии до Бразилии, регулярно проводит мастер-классы в самых разных странах. Был в составе жюри II Международного юношеского конкурса имени Чайковского в Японии, а также трёх международных конкурсов имени Чайковского в Москве. В репертуаре Александра Князева практически все сочинения, написанные для виолончели, а также множество органных произведений.
«Князев — артист, обладающий невероятной музыкальностью, самобытным мышлением и феноменально совершенной техникой — пишут о нём критики — Русский виолончелист Александр Князев, бесспорно, один из немногих, кто достиг высочайшего признания и принадлежит к числу выдающихся классических музыкантов нашего времени».