Анонс
Программу «Органный хит-парад» представит титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде, лауреат международных конкурсов Мансур Юсупов.
В программе концерта – самые известные сочинения для органа разных эпох и самые неожиданные органные переложения.
Прозвучат органные шедевры немецких мастеров эпохи барокко – Баха и Букстехуде; сочинения крупнейших французских композиторов-романтиков и органистов – Сен-Санса, Боэльмана, Форе, Вьерна; музыка самого современного сегодня русского композитора XIX века – гениального Мусоргского; а также признанные классические «хиты» XX века – итальянца Джадзотто, испанца Альбениса и аргентинца Пьяццоллы.
Откроет концерт неизменный органный хит – легендарная Токката и фуга ре минор великого Иоганна Себастьяна Баха.
Выступление продолжится произведением «Пассакалия ре минор» Дитриха Букстехуде – предшественника И.С. Баха. В своё время он был знаменит на всю Европу как органист-виртуоз. Бах, будучи молодым, пешком дошёл до Любека, где жил Букстехуде, чтобы услышать игру выдающегося мастера. Пассакалия ре минор – вершина органной музыки Букстехуде. Известно, что композитор проявлял большой интерес к астрономии. Его Пассакалия полна нераскрытых тайн; например, в ней зашифрован образ астрономических часов церкви Святой Марии в Любеке.
Далее, музыка немецких мастеров эпохи барокко сменится сочинениями французских композиторов-романтиков. Прозвучат: чарующая миниатюра «Лебедь» Камиля Сен-Санса; блестящая и виртуозная «Готическая сюита» – самое исполняемое сочинение Леона Боэльмана; плавный и величественный танец «Павана» – шедевр Габриэля Форе.
Концертную программу украсит произведение итальянского композитора XX века Ремо Джадзотто, известное как «Адажио Альбинони» и впервые опубликованное в 1958 году, как музыкальная мистификация.
В переложении для органа прозвучат 3 фрагмента из фортепианного цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского: «Прогулка», «Старый замок», «Богатырские ворота». Полные загадок и ярких образов «Картинки», так и просятся за рамки фортепиано. И, конечно, такой уникальный инструмент, как орган, способен добавить тембральных красок и придать симфоническое звучание этому удивительному сочинению Мусоргского.
Благодаря возможностям Органа, совершенно иными гранями раскроются полные драматизма и страсти – Libertango (Танго Свободы) и Oblivion (Забвение) Астора Пьяццоллы. На органной педали будет исполнена солнечная, темпераментная «Астурия» («Легенда») из «Испанской сюиты» для фортепиано Исаака Альбениса.
Концерт завершится музыкой Луи Вьерна – любимого композитора Мансура Юсупова. Луи Вьерн – выдающийся мастер «симфонического» органа, один из последних композиторов-романтиков. Будучи почти слепым от рождения, он до конца жизни служил в парижском соборе Нотр-Дам, создавая музыку, наполненную верой и радостью. Прозвучит знаменитая токката «Вестминстерские колокола» Вьерна. Виртуозные игровые приёмы, динамика, красочная регистровка, подражание колокольным звонам производят неизгладимое впечатление на слушателей.
Мансур Юсупов родился в 1992 году. Когда ему было 4 года, уехал с родителями из Душанбе в Оренбург. Окончил Оренбургский музыкальный колледж, Казанскую консерваторию (класс профессора Р. Абдуллина) и аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории (класс проф. Д. Зарецкого). Совершенствовал своё мастерство в Германии, Австрии, Нидерландах, посещал мастер-классы выдающихся европейских органистов современности. Его высокий класс музыканта, виртуозно владеющего сложнейшей техникой игры на органе, подтвердили победы на конкурсах. Стал победителем XVII конкурса органной музыки «Гатчина – Санкт-Петербург» (2016), I Международного конкурса им. А. Немтина и III Российско-Польского органного конкурса Vox Polonica Petropolitana (2017); обладатель специального приза II Международного конкурса органистов им. И.А. Браудо (2014).
В сентябре 2017 года Мансур Юсупов завоевал вторую премию и приз зрительских симпатий на X Международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева в Калининграде. И в том же году он занял почетную должность титулярного органиста Кафедрального собора на острове Канта. Неоднократно выступал за границей; играл на исторических органах в Нидерландах, в Германии, в Австрии, в Финляндии, в Латвии и в Эстонии. Сотрудничает с известными исполнителями, хоровыми коллективами и оркестрами, выступает с сольными программами в соборах и концертных залах.