Анонс
Для тех, кто ищет нечто большее, чем просто концерт классической музыки!
С концертной программой «Ночной ветер» выступят мастера высочайшего уровня — известные музыканты, лауреаты престижных международных конкурсов Сергей Полтавский (альт, live-электроника) и Наталья Соколовская (фортепиано).
Уникальность их яркой и разнообразной программы в том, что и у рояля, и у альта будет полноценный партнёр — компьютер, создающий новое звучание классических инструментов.
А у публики будет возможность познакомиться с новым направлением в музыкальном мире и убедиться в том, что live-электроника (живая электроника) в сочетании с классическим исполнением, безусловно, расширяет границы эмоционального восприятия.
Прозвучат сочинения гения эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха и самых исполняемых современных композиторов, во многом определяющих эстетику наших дней: Роберта Дэвидсона, Кайи Саариахо, Стива Райха, Майкла Наймана, Ильвы Лунд Бергнер, Павла Карманова.
Эти композиторы идут в ногу со временем. Они экспериментируют, ищут новое звучание и новые средства выразительности. И, конечно же, не могут пройти мимо электроники, которая даёт безграничные возможности для творчества. Их музыка, сочетающая традиционные формы и новаторские подходы, логична и понятна, и вызывает глубокий эмоциональный отклик у современного слушателя.
Сергей Полтавский — любимый альтист многих современных композиторов. Звук его альта прекрасен и глубок. Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки на виоле д’аморе до экспериментов на альте с live-электроникой.
«Электроника — это не стиль музыки, это исполнение музыки с неограниченными возможностями, — говорит Полтавский. — Я увлёкся электронной музыкой в тот момент, когда мне попалась пьеса Spiral („Спираль“) австралийского композитора Роберта Дэвидсона. Она написана для альта — вернее, это канон для трёх альтов, но с авторской ремаркой, что произведение может исполняться одним альтом при помощи электроники. Это возможно при помощи эффекта „дилея“ (задержки звука), и таким образом один инструмент может сыграть это произведение за троих».
Использование предзаписанных звуков позволяет создать сложное и выразительное аудио-полотно, поражающее тонкостью и разноцветием колоссального количества деталей, собранных в цельную композицию. Так звучание альта, размноженное компьютером в невероятных комбинациях, передаётся в зал сотнями ритмичных и волнующих штрихов.
Концертная программа названа по произведению финского композитора Кайи Саариахо Vent Nocturne («Ночной ветер»). Лучшие оперные театры и концертные залы мира буквально дерутся за право получить от этой знаменитой женщины-композитора новое сочинение. «Ночной ветер» Кайи Саариахо отсылает нас к поэзии Гиойма Аполлинера — представителя авангарда начала XX века. В своём произведении Саариахо использует live-электронику для фантасмагорических образов Аполлинера.
В этот вечер, кроме «Спирали» Дэвидсона и «Ночного ветра» Саариахо, будет исполнено произведение «Осенние жизни» (Autumn Lives) нашего знаменитого соотечественника — романтического минималиста Павла Карманова, чью мелодичную, кинематографичную музыку исполняют многие музыканты в своих программах.
Также прозвучат ошеломляюще виртуозная пьеса Palabras для альта и электроники шведского композитора Ильвы Лунг Бергнер и восьми-голосный Cello Counterpoint («Виолончельный контрапункт», версия для альта и электроники) основоположника современного минимализма американца Стива Райха.
Творчество Баха будет представлено двумя сонатами из «золотого репертуара альтиста»: Соната № 2 Ре мажор для виолы да гамба и чембало, и Соната № 3 соль минор для альта и фортепиано.
В завершение вечера Сергей Полтавский и Наталья Соколовская исполнят в дуэте Viola&Piano английского минималиста, создателя красивых мелодий Майкла Наймана, широко известного музыкальным оформлением кинолент Питера Гринуэя. Композицию Viola&Piano можно смело назвать образцом минимализма. В ней присутствуют все его формальные компоненты: повторность «паттернов», устойчивый ритм, скромность звука, строгость и краткость формы. Лёгкая, светлая и жизнерадостная мелодия захватывает с самого начала и до конца.
Музыка этого замечательного концерта как «ночной ветер», который, который сметёт всё наносное и обнажит суть вещей.