Анонс
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
В исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением главного дирижера Владимира Спивакова прозвучат известные сочинения П.И. Чайковского, К. Сен-Санса, С. Прокофьева и А. Хачатуряна. Сольную партию с оркестром исполнит блистательный виолончелист Александр Рамм.
Программа этого концерта, посвящённая великому русскому дирижёру Евгению Светланову и приуроченная к 100-летию Московской филармонии, была представлена 31 января 2022 в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
В искусстве есть темы, которые называют «вечными», прежде всего это истории о любви. Самая печальная и одновременно прекрасная – это шекспировская история о влюблённых из Вероны. В музыке Чайковского и Прокофьева она продлилась и обрела, быть может, самое полное и законченное воплощение.
Премьера Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского состоялась в Москве в 1870 году. После этого композитор дважды перерабатывал партитуру. Окончательной стала третья редакция увертюры, которая прочно вошла в концертный репертуар. С шекспировской глубиной Чайковский раскрыл в этой музыке красоту и верность человеческого чувства. Красота главных тем делает увертюру «Ромео и Джульетта» одним из самых замечательных симфонических сочинений. Особенное восхищение вызывает лирическая тема любви, о которой Н.А. Римский-Корсаков писал: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!».
Сергей Сергеевич Прокофьев создал настоящий шекспировский балет, с самой великой по глубине и масштабности музыкальной партитурой, которая признана гениальной. Мысль осуществить на балетной сцене трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» была чрезвычайно смелой — до начала ХХ века в балете господствовали сказочные сюжеты, античные мифы и романтические легенды. Все лучшие качества Прокофьева-композитора: талант драматурга, психологическая чуткость, богатый мелодический дар, виртуозное владение всеми красочными ресурсами оркестра, позволили ему создать один из лучших балетов ХХ века. Созданный Прокофьевым в 1936 году по заказу Большого театра, он стал первым, главным шагом советского балета к мировой славе! На концерте прозвучат фрагменты из балета: «Монтекки и Капулетти», «Маски», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Гибель Тибальда».
«Я рождаю музыку так же легко, как яблоня рождает яблоки», — писал Камиль Сен-Санс. Одним из «драгоценных плодов» Сен-Санса является его Концерт для виолончели с оркестром ля минор — подлинная жемчужина французской музыки. Яркий, виртуозный, завораживающий мелодическим богатством концерт прошёл проверку временем. В репертуаре виолончелистов это великолепное сочинение занимает одно из первых мест. Партию виолончели в сопровождении Оркестра исполнит выдающийся солист Александр Рамм — один из самых одаренных и востребованных виолончелистов своего поколения. Солист Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник проекта Московской филармонии «Звезды XXI века». Победитель множества международных конкурсов. Обладатель Серебряной медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015). Критики отмечают его яркую артистическую индивидуальность, виртуозность, эмоциональность, глубокое проникновение в замысел композитора, бережное отношение к звукоизвлечению.
Фестивальный вечер завершится неповторимой музыкой выдающегося армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Прозвучит его Сюита из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» - одно из самых популярных, чаще всего исполняемых сочинений Хачатуряна. Сюита состоит из 5 ярких контрастных номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп. «С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова «Маскарад». Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей!».