Анонс
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
В исполнении известных российских солистов Московского ансамбля современной музыки прозвучит выдающееся произведение французского композитора Оливье Мессиана – «Квартет на конец времени» - памятник эпохи Второй мировой войны. Написанный для виолончели, фортепиано, кларнета и скрипки Квартет уникален не только своей историей (он создан холодной зимой 1941 г. в лагере военнопленных), но и тем, что положил новую традицию – именно на такой состав инструментов сегодня часто пишут современные композиторы. Программу концерта дополнят произведения известных композиторов XX века – француза Клода Дебюсси и нашего соотечественника Николая Рославца.
Квартет на конец времени (1941) останется уникальным свидетельством драматических обстоятельств, в которых он был создан. В 1939 году, едва Мессиан закончил еще один грандиозный цикл для органа Тела нетленные, началась Вторая мировая война. Композитор был призван в армию простым солдатом. После разгрома французской армии под Верденом он попал в плен и был заточен в силезский концентрационный лагерь для военнопленных близ Гёрлица (ныне территория Польши). В лагере разделил тяжкую судьбу всех узников, голод и холод, тем не менее выстоял сам и помогал выстоять многим своим собратьям. Свидетельством необычайного мужества и силы духа Мессиана стало сочинение в лагере одного из самых значительных произведений - Квартета на конец времени для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (в лагере нашелся немецкий офицер - любитель музыки, который снабдил Мессиана карандашом и бумагой). Выбор нетрадиционного инструментального состава был определен присутствием в лагере кларнетиста, виолончелиста, скрипача и пианиста (самого композитора). Квартет был исполнен на открытом воздухе в тридцатиградусный мороз зимы 1941 года в присутствии пяти тысяч военнопленных. Так композитор сражался за то, чтобы выжить, и помогал своей музыкой выжить другим. «Никогда позднее, - комментировал композитор, - меня не слушали с таким вниманием и таким пониманием» (Halbreicb H. Olivier Messiaen).
В качестве программы Мессиан предпослал квартету строки из Апокалипсиса:
«И увидел я ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги - как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море, левую - на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится» [Гл. 10: 5, б].
Кроме того, как говорил сам Мессиан, в названии отражен и некий художественный рубеж: это конец классического времени. Не случайно в предисловии к квартету помещена Маленькая теория моего музыкального языка. Особый акцент композитор делает на объяснении ритмической организации пространства с помощью добавочной и отнятой длительности, ритмических канонов, ритмических педалей, принципа изометрии и т. п.
Необычна трактовка самого жанра квартета как программного многочастного цикла. Восемь частей имеют названия: I. Литургия кристалла; II. Вокализ для Ангела, возвещающего конец Времени; III. Бездна птиц; IV. Интермедия; V. Хвала предвечности Иисуса; VI. Танец ярости для семи труб; VII. Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец Времени; VIII. Хвала бессмертию Иисуса. Помимо названий, к каждой части композитор предпослал комментарий.
Драматургия цикла основана на контрастном противопоставлении образных сфер и повторяемости контрастов: возвышенной медитативной лирики (I, V, VIII части), драматической сферы, символизирующей могущественного Ангела (II, VII), скерцозной сферы, воплощенной через ритуальный «варварский» танец (IV, VI). Особняком стоит пантеистическая III часть, посвященная только птичьему пению. Между отдельными частями (II и VII, IV и VI) имеются и тематические арки. V и VIII связаны одинаковым типом фактуры.
Контрасты между частями подчеркнуты тембровыми средствами. Квартетное письмо здесь далеко от традиционного, ибо для каждой части Мессиан избрал индивидуальное тембровое решение: весь состав квартета играет не во всех частях, а только в I и II (в крайних ее частях), VI и ряде фрагментов VII. Лирические V и VIII части основаны на монодии струнных с аккомпанементом (виолончель и фортепиано - в V, скрипка и фортепиано - в VIII). IV часть написана для трио без фортепиано, III - для соло кларнета. VI часть полностью монодическая, все инструменты играют в унисон. Уже все это свидетельствует о новом подходе к жанру квартета.
I часть - Литургия кристалла - играет роль пролога. Авторский комментарий в партитуре: «Около 5 часов утра солист импровизирует, окруженный звучащей пылью, трели теряются высоко в деревьях. Перенесите все в план религиозный, и вы получите тихую гармонию неба». Вся музыкальная ткань составлена из четырех пластов, оставляющих ощущение пространственного звучания. Строгая организация материала скрыта под обликом импровизационности. Фортепиано излагает красочные аккорды, словно падающие кристаллы. Это ритмическая и гармоническая педаль. Ее своеобразие состоит в том, что 29 аккордов падают на 17 ритмических долей. Именно здесь впервые был опробован принцип изометрии мотетов Г. де Машо, на которого ссылается сам Мессиан. Каждое новое повторение гармонической педали оказывается в новом ритмическом варианте. Партии кларнета и скрипки излагают птичьи зовы, трели, выкликания; у виолончели - таинственные глиссандо и флажолеты на мелодической педали из пяти звуков. Этими различными напластованиями ладов, ритмов композитор стремился воспроизвести радужные переливы света, краски готических соборов, щебет птиц, колокольные звоны - то есть все то, что выражает, по его мнению, «тихую гармонию неба».
II часть - Вокализ для Ангела... - можно трактовать как заменяющую в квартете сонатное allegro.(ни одна часть в квартете не написана в сонатной форме). Авторский комментарий: «Первая часть и реприза воплощают могущество грозного Ангела, середина - неосязаемую гармонию неба. У фортепиано — каскады нежно-голубых, лиловых, золотистых и зеленых аккордов, окружающих своим перезвоном отдаленное монотонное пение».
Эта часть построена на контрасте темпов (быстро -медленно - быстро) и на контрасте образных сфер: драматической и медитативной.
III часть — Бездна птиц — длинное соло кларнета. «Бездна, - комментирует автор, - это время со своими печалями и горестями. Птицы - это противоположность времени, это наше желание света, звезд, радуги и юбиляционных вокализов».
Непрерывно длящаяся монодия, смело и оригинально написанная, имитирует птичье пение - трели, зовы, крики (как пишет автор, «это пение воображаемой птицы, но напоминающей все же черного дрозда»).
IV часть - Интермедия в трехчастной форме с варьированной репризой. Это род скерцо с оттенком ритуального танца, который ему придает неуклонное повторение темы.
V часть - Хвала предвечности Иисуса - построена на непрерывно развивающейся мелодии виолончели в очень медленном темпе в сопровождении тонко колорированных аккордов фортепиано. Комментарий автора - через слова Священного Писания: «Сначала было слово и слово это - Бог».
VI часть - Танец ярости для семи труб - еще одно скерцо в танцевальном ритме. «Все четыре инструмента играют в унисон, словно гонги и трубы (шесть первых труб Апокалипсиса возвестили о грядущих катастрофах, труба седьмого ангела возвестила об окончании таинств Бога)», - комментирует автор. В мелодическом рисунке, подготовленном темой IV части, подчеркивается излюбленный мессиановский интервал - тритон. В кружащихся фразах, тяготеющих все время к звуку fis, господствует нерегулярная метрика.
VII часть - Хаос радуг для Ангела, возвещающего конец Времени - и образным содержанием (Ангел-провозвестник), и тематизмом перекликается с II частью. Авторский комментарий: «Пьеса посвящена Ангелу, и особенно радуге вокруг его головы (радуга - символ мира, мудрости и всех световых вибраций)». По функции эта часть играет роль обобщающего финала, выступающего кульминацией драматической сферы, связанной с концом времени и кульминацией всего квартета. Эта часть наиболее сложна по форме и разработке тематического материала (форма этой части близка рондо).
Однако главный итог всей философской концепции сочинения заключен в «эпилоге» (VIII часть) - возвышенной медитации, где проникновенный голос скрипки в сопровождении фортепиано славит бессмертие Иисуса. Квартет на конец времени - одна из художественных вершин творчества Мессиана и принадлежит к числу самых репертуарных его произведений.