Анонс
Первый симфонический концерт на сцене обновленного Большого концертного зала Пермской краевой филармонии!
Бетховен — на все времена! Великие произведения венского классика, предвосхитившего музыку романтизма, прозвучат для пермского зрителя.
На сцене Большого концертного зала Пермской краевой филармонии выступит Московский государственный академический симфонический оркестр. Солист — лауреат международных конкурсов, пианист Александр Ключко. Дирижёр — заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Тимур Зангиев.
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — величайший немецкий композитор, выдающееся явление в мировой музыкальной культуре. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена — это океан гениальной музыки с неисчерпаемо глубоким содержанием и проникновенной красотой. В его музыке соединились божественное вдохновение и запредельное мастерство, нежный лиризм и колоссальная воля, глубочайшая мысль и сокрушительная сила чувства.
Музыка Бетховена созвучна любому времени. В ней отображено то главное, что важно для каждой эпохи и для каждого народа: мужество, благородство, любовь и красота!
Увертюра «Эгмонт», созданная в 1810 году по одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте, — ярчайший образец симфонизма Бетховена. Музыка Увертюры восхищает своей мощью, красотой и ясностью изложения.
Герой драмы Гёте — реальная историческая личность, граф Эгмонт, живший в середине XVI века. Гёте создал идеализированный образ молодого борца за свободу: храбрый полководец Эгмонт, возглавивший борьбу народа Нидерландов против испанского владычества, погибает, но народ завершает начатое им дело. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием.
Основу драмы Гёте составляет борьба враждебных сил, им соответствуют музыкальные темы в сочинении Бетховена. Главной темой в увертюре является тема стремления к свободе. Увертюра «Эгмонт» — одночастное программное произведение. В форме сонатного аллегро композитор сумел показать основные моменты его драматического развития. Увертюра заканчивается большой кодой торжественного и ликующего характера, говорящего о победе народа.
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор — жемчужина классической музыки. Самый грандиозный концерт Бетховена! Он захватывает и очаровывает музыкальной глубиной и фортепианной виртуозностью.
Концерт сочинялся в трудные годы наполеоновских войн. Бетховен стал свидетелем сдачи Вены в мае 1809 года. Композитор писал своему издателю: «Кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...» Премьеру концерта пришлось надолго отложить. Она состоялась 11 декабря 1811 года в Лейпциге. Концерт сразу же окрестили «Большим», а также «Императорским». Он действительно большой — по непривычному для того времени размеру, по масштабности содержания, по насыщенности музыки героическим тонусом, по небывалой оркестровой мощи, энергии и виртуозному размаху сольной партии.
Концерт безумно труден и требует высочайшего мастерства пианиста. Он считается одним из коронных произведений всей фортепианной литературы и может расцениваться как «Император» среди фортепианных концертов. Состоит из трёх частей. В захватывающей 1-й части короткие затишья взрываются бурными пассажами рояля и громом всего оркестра. 2-я часть обезоруживает нежностью, мелодия неземной красоты льётся божественным светом. Финал, в котором важную роль играют победные литавры, поражает энергией, эмоциональной порывистостью и виртуозным блеском.
Бетховен был страстно увлечен идеалами французской революции. Свою Третью «Героическую» симфонию он намеревался посвятить Наполеону, но отказался от этого, узнав, что тот провозгласил себя императором. Эта симфония была героической, в первую очередь, для самого Бетховена. Обречённый на неизбежную глухоту, он не хотел жить, но не сдался и продолжал писать музыку, как будто назло судьбе. По мнению музыковеда Пауля Беккера, в Третьей симфонии Бетховен соединил воедино «силу воли, величие смерти, творческую мощь и из этого сотворил поэму о всём великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку». Премьера состоялась в 1805 году в Вене. По словам П.И. Чайковского, в этой симфонии «впервые раскрылась вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) основан в 1943 году. В первые годы существования был известен исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра.
С 1989 по 2022 год художественным руководителем и главным дирижёром оркестра был Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, приверженного высочайшим стандартам артистического мастерства, художественному подходу к формированию программ, имеющего широкий круг почитателей во всём мире. В составе МГАСО играют талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов, бережно хранящие традиции русской исполнительской школы. За годы своего существования коллектив объехал с концертами более 50 стран мира. В апреле 2023 года МГАСО масштабно отметил 80-летие рядом концертных программ.
За дирижерским пультом — заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Тимур Зангиев. В 2017 он окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Геннадия Рождественского). Ещё в годы учебы начал выступать с ведущими коллективами России — Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным академическим камерным оркестром России, оркестрами «Виртуозы Москвы» и «Новая Россия». С 2012 — дирижер Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. С 29 июня 2022 главный приглашенный дирижер Михайловского театра. В репертуаре дирижёра более 40 оперных и балетных спектаклей и множество симфонических произведений. В марте 2022 года состоялся дебют Тимура Зангиева в театре Ла Скала в опере «Пиковая дама» П. Чайковского.
Пианист Александр Ключко окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Шопена (класс Сергея Арцибашева). В 2021 стал выпускником класса Рены Шерешевской в Ecole Normale De Musique в Париже. Продолжил обучение в Московской консерватории в классе профессора Павла Нерсесьяна. Победитель и лауреат престижных международных состязаний: 1 премия и Гран-при IV Международного конкурса молодых пианистов Astana Piano Passion, 1 премия XX Международного конкурса пианистов Иль-де-Франс во Франции, 2 премия 65 Международного конкурса пианистов Марии Канальс в Испании, Золотая медаль Manhattan International Music Competition в США, 1 премия 1-го Международного конкурса пианистов имени С.В. Рахманинова в России. Его выступления проходили в лучших концертных залах России, Франции, Испании, Швейцарии, Дании. С 2022 года является Артистом Yamaha. Среди молодого поколения пианистов России Александр Ключко особенно выделяется гармоничным балансом разума и чувств — его игру отличают интеллектуальный подход к интерпретации музыки и яркая эмоциональность.
Александр Ключко говорит: «В Перми я был один раз и, к сожалению, тогда мне не удалось сыграть в прославленной Пермской филармонии — Большой зал был на реконструкции. От той поездки у меня остались самые прекрасные воспоминания — и от общения с публикой, и от инструмента. Я надеюсь, что в 2024 году мне удастся выступить на этой сцене. Я очень жду встречи с пермской публикой.
Людвиг ван Бетховен всегда был одним из моих любимых композиторов. В подростковом возрасте меня очень привлекала его музыка — порывистая, эмоциональная, полная контрастов. Я всегда стремился как можно чаще играть и изучать музыку Бетховена: продолжаю разбирать новые сонаты, камерную музыку. Надеюсь, что в скором времени у меня в репертуаре соберется полный набор концертов для фортепиано с оркестром — Бетховен со мной всегда.
В Перми я впервые в жизни исполню концерт „Император“ с оркестром. Это моя старая мечта — Пятый всегда был моим любимым концертом Бетховена. Я люблю все концерты Бетховена, но „Император“ всегда стоял для меня особняком. С самого первого аккорда ты чувствуешь властность, невероятное благородство и неиссякаемый поток энергии. Я с великим нетерпением жду нашего выступления с МГАСО и маэстро Тимуром Зангиевым в Перми».