Анонс
Премьерную программу, посвящённую 160-летию со дня рождения А.Т. Гречанинова, представит Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии. Дирижёр Владимир Зырянов.
«Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудорствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь», — великий святитель Иоанн Златоуст.
Поклонников духовной музыки ждёт особенное событие — встреча с православным шедевром Александра Гречанинова «Литургия святого Иоанна Златоуста».
В программе концерта представлены ещё два произведения А. Гречанинова — Missa Festiva (Праздничная месса) для смешанного хора и органа и Сугубая ектения (усиленная просительная молитва) из «Демественной Литургии» соч. 79 для солиста, хора и органа.
В концерте принимают участие: лауреат международных конкурсов, солистка Нижнетагильской филармонии Наталья Воронина (орган) и солист Московского государственного академического камерного хора Минина Александр Билецкий (бас-профундо).
«Литургия святого Иоанна Златоуста» Александра Гречанинова — сочинение, созданное в период возрождения русской церковной музыки на рубеже XIX-XX веков. Оно прозвучит, как напоминание о тех возвышенных ценностях и надеждах, которые объединяют людей. О доброте и чистоте помыслов.
Изначально Литургия — главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть — Песнопения. На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещённого ранее многоголосия — это их крупнейшие завоевания.
Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому. Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика — это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.
Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) — русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику.
В написании духовных сочинений Гречанинов стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. У композитора сложилась собственная эстетическая позиция, отличавшаяся глубоким интересом к древнерусским распевам и осознанием необходимости «вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему, как своему близкому, родному». Его духовная музыка — воплощение благостного, успокоительного, просветлённого и смиренного лика России.
Уникальную возможность — погрузиться в глубину молитвы, насладиться гармонией слова и звука, ощутить духовность, как близость души к миру вышнему, подарит публике прославленный камерный хор.
Уральский государственный камерный хор — один из лучших российских хоровых коллективов. Ему подвластно исполнение самых сложных классических и современных произведений. Отечественная и зарубежная пресса неоднократно отмечала редкое по красоте пение a cappella, неповторимый исполнительский почерк и высокий профессиональный уровень коллектива. Духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж. Уральский государственный камерный хор с огромным успехом исполняет русскую хоровую музыку у себя на родине и за рубежом: в Польше, Финляндии, Эстонии, Италии, Дании, Германии, Франции.