Анонс
С сольным концертом выступит пианист Иван Бессонов – победитель Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (2022).
В программе прозвучат фортепианные сочинения русских гениев – Рахманинова, Скрябина и Прокофьева.
Иван Бессонов (р.2002) – студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, класс профессора В. Пясецкого. Лауреат многих музыкальных конкурсов.
Молодой виртуоз показал высочайший уровень мастерства, победив на конкурсе исполнителей классической музыки «Евровидение» в 2018 году. Денис Мацуев тогда провидчески отметил: «Победа Ивана подтверждает, что наша фортепианная школа находится на высоком уровне, и в ближайшее время он может вырасти в большого музыканта».
Иван Бессонов – обладатель Гран-при Международного юношеского конкурса им. Ф. Шопена (Санкт Петербург, 2015) и Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» (Сочи, 2020); Первых премий конкурсов им. А. Рубинштейна «Фортепианная миниатюра в русской музыке» (Санкт-Петербург, 2016), ASTANA РIАNO PASSION (Астана, 2017), «Молодые дарования России» (2017). Удостоен Международной музыкальной премии BraVo в номинации «Открытие года» (2019) и Российской национальной премии «Виктория» в номинации «Открытие года в классической музыке» (2020-21).
Концерт откроется музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, чьё 150-летие со дня рождения отмечает в этом году весь музыкальный мир.
«Музыка Рахманинова сегодня – пожалуй, один из главных утешителей. Её проникновенное звучание несёт тепло, смягчает сердца, врачует души. Сейчас это важно, быть может, как никогда», - Иван Бессонов.
Пианисты обожают Рахманинова. Величайший пианист и композитор подарил им 90 сочинений, составляющих одну из основ фортепианного концертного репертуара. «Если вы не знаете, кто такой Сергей Рахманинов для российских пианистов, то знайте – это бог. И все пианисты грешники, потому что сотворили себе кумира», - утверждает Екатерина Мечетина.
К числу самых известных фортепианных сочинений Рахманинова относятся прелюдии, они входят в «золотой фонд» мировой музыки. Композитор очень любил этот жанр и часто обращался к нему.
В исполнении Ивана Бессонова прозвучат прелюдии соч. 23. Этот цикл из 10-ти прелюдий был завершен в 1903 году и посвящен Александру Зилоти, двоюродному брату Сергея Рахманинова и его преподавателю по классу фортепиано в Московской консерватории.
В каждой из 10-ти прелюдий музыкальный образ предстает в динамичном развитии; драматичные минорные прелюдии чередуются со светлыми мажорными, но эта контрастность постепенно сглаживается. Прелюдии соч.23 были написаны в один из самых счастливых периодов жизни Рахманинова и при всех различиях настроений воплощают мощную энергию композитора, находящегося в расцвете жизненных и творческих сил!
Второе отделение концерта начнётся с сочинений Александра Николаевича Скрябина.
Вальс Ля-бемоль мажор соч.38 сравнивают с «магической шкатулкой» – исходящий изнутри, усиливающийся яркий свет постепенно исчезает, оставив за собой лишь призрачный след... У обладающего цветным слухом Скрябина тональности стойко ассоциировались с определёнными цветами. Вальс в тональности Ля-бемоль мажор композитор видел пурпурно-фиолетовым. Этот волшебный Вальс стал одним из самых популярных произведений Скрябина.
Две поэмы, соч. 32 (Фа-диез мажор и Ре мажор) – очень значительное сочинение, образец «высшей утонченности» и «высшей грандиозности». Почти все, кто играют Скрябина, начинают знакомство с этих двух поэм, которые являют собой одно целое с двумя разными полюсами. Первая поэма – лирико-созерцательная, передаёт состояние изысканного томления, мечты. В гармониях активно-действенной второй поэмы преобладают напряженность и острота.
Соната № 2 соль-диез минор соч. 19 (двухчастная соната-фантазия) навеяна картинами моря и глубоко лирична: чувство, вначале сдержанное, но уже растревоженное в 1-ой части, во 2-й – становится бурным романтичным волнением, беспредельным как морская стихия.
Концертный вечер завершится музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.
Соната №7 Си-бемоль мажор соч. 83 была написана в 1942 году. Выдающийся российский пианист Святослав Рихтер, ставший первым её исполнителем, вспоминал: «Слушатели особенно остро воспринимали дух сочинения, отражавшего то, чем все жили, дышали. Соната сразу бросает в тревожную обстановку потерявшего равновесие мира. Человек наблюдает разгул смертоносных сил. Но то, чем он жил, не перестает для него существовать. Он чувствует и любит». В сонате действительно воплощается и смятение перед лицом ужасного врага, и величие народного духа, и его стойкость в борьбе, и предчувствие грядущей победы.