Анонс
Главный органист Новоапостольской церкви в Минске Юрий Габрусь исполнит музыку из золотого фонда двух самых «органных» стран — Германии и Франции.
Сочинения Иоганна Себастьяна Баха и его предшественника, композитора раннего барокко Генриха Шайдемана в этот вечер объединятся с ярчайшими опусами мастеров позднего немецкого и французского романтизма – Макса Регера и Луи Вьерна.
Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор («Св. Анна») — одно из самых известных органных сочинений Баха, относится к лейпцигскому, последнему периоду его жизни. Творения Баха того времени отмечены экспрессивностью, смелостью художественных и технических задач. Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор наполнены символикой Святой Троицы: в оригинале прелюдия и фуга не составляют единого двухчастного цикла, а служат обрамлением (началом и заключением) «Органной мессы» (Третьей части «Клавирных упражнений»); с образом Святой Троицы также связывают три темы в прелюдии; три темы в фуге, состоящей из трёх разделов; выбор тональности с тремя бемолями при ключе.
Хоральная фантазия Jesus Christus, unser Heiland («Иисус Христос, спаситель наш») написана около 1620 года. Автор этого четырехголосного сочинения с педалью Генрих Шайдеман — один из основателей северогерманской органной школы, самый любимый ученик великого нидерландского композитора Яна Свелинка.
Фантазия и фуга ре минор – восхитительное монументальное полотно Макса Регера, продолжившего баховские традиции в рамках романтизма. Это одно из последних сочинений Регера, оно написано в 1915 году. Ясность фактуры сочетается в нём с эмоциональной сдержанностью и сумрачным настроением от ощущения предстоящих катаклизмов двадцатого столетия. Каждый органист, которому довелось исполнять это произведение, гордится наличием его в своем репертуаре.
Концерт завершит знаменитая Органная симфония № 3 фа-диез минор (1911) — одно из лучших органных сочинений и кульминация в творчестве великого французского романтика Луи Вьерна. Неподражаемый виртуоз и импровизатор Луи Вьерн почти сорок лет прослужил главным органистом Собора Парижской Богоматери и умер прямо за органной клавиатурой. Органисты любят включать в свой репертуар динамически яркую, выразительную и виртуозную музыку Вьерна, демонстрируя публике вершины исполнительского мастерства.
Белорусский органист Юрий Габрусь окончил в 2012 году Академию музыки и драмы Гётеборгского университета (Швеция) по специальности «церковная музыка и орган». Обучался в Академии Искусств Бремена: органному исполнительству - у знаменитого профессора Ханса Давидссона и Рудольфа Кельбера, органной импровизации - у органиста-виртуоза профессора Кристофа Громанна. Стажировался на курсах и многочисленных мастер-классах у ведущих органистов Западной Европы и США. Уже в годы учебы активно концертировал в Швеции и Германии. В настоящее время совмещает работу главного органиста в Новоапостольской церкви с концертной деятельностью, сотрудничает с Государственным камерным хором Республики Беларусь, выступает в качестве солиста-органиста и аккомпаниатора ансамбля «Камерные солисты Минска».