Анонс
«Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности ему предназначены...» — И.С. Бах
В канун Рождества с премьерой программы «Прославляя небеса» выступят лауреаты международных конкурсов: солисты Пермской краевой филармонии — «Хорус-квартет» под управлением Александра Рогожкина и органистка Евгения Камянская, а также солистка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Наталья Кириллова (сопрано).
Основу концерта составят сочинения гения эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха и непревзойденного романтика XIX столетия Ференца Листа. В программу также включены произведения Вольфганга Амадея Моцарта.
Бах и Лист — великие композиторы и фантастические исполнители. Бах и Лист — две ярчайшие звезды, прославляющие небеса, Богом обрученные с музыкой.
Для Баха музыка была богослужением. Все свои произведения он посвящал Богу и украшал их надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисусе, помоги» (Jesu, juva). Свою музыку он считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающим славу Божию.
Божественная музыка Баха стала неистощимым родником вдохновения для многих композиторов. Именно благодаря музыке Баха, органом увлекся пианист-виртуоз Ференц Лист.
В творчестве Листа духовные сочинения занимают немалое место. Возвышенные религиозные чувства помогли композитору создать величественные творения, наполненные духовным содержанием: мессы, оратории и произведения для органа. В программу концерта исполнители включили «Мессу для четырехголосного мужского хора и органа», ставшую одной из ступеней восхождения Ференца Листа к высотам духовной музыки. Эта месса была написана для церкви города Сексард и потому приобрела известность, как «Сексардская месса».
Духовное творчество Баха будет представлено Прелюдией и фугой из «Органной мессы». Бах не называл свое произведение «Органной мессой», он издал его как Третью часть «Клавирных упражнений». Название закрепилось с легкой руки Альберта Швейцера — исследователя творчества Баха. Обычно Органная месса состоит из ряда хоральных прелюдий, хоральных фантазий. И в структуре баховского произведения, содержащего обработки хоральных песнопений, Швейцер справедливо усмотрел сходство с жанром органной мессы. В программе концерта прозвучат Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор; в оригинале они не составляют единого двухчастного цикла, а служат обрамлением (началом и заключением) «Органной мессы» (Третьей части «Клавирных упражнений») — одного из самых грандиозных сочинений, созданных когда-либо для органа. Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор наполнены символикой Святой Троицы: три темы в прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов; выбор тональности с тремя бемолями при ключе.
Прозвучат два Рождественских хорала великого Баха. В течение всей своей жизни Бах оставался прихожанином лютеранской церкви.
В церковной традиции лютеран важная роль в богослужении отводится пению хоралов. Хоралы — это молитвенные песнопения, где стихи положены на простые мелодии, которые без труда поёт вся община. Некоторые хоралы заменялись игрой на органе, при этом верующие сразу узнавали песнопения по знакомым мелодиям. Такие органные пьесы использовались не только для замены, но и для подготовки к пению какого-нибудь хорала. Поэтому они стали называться хоральными прелюдиями (вступлениями) или органными хоралами. Бах сочинил немало подобных пьес. Протестантский хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. В области хоральной обработки он создал шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Украшением концерта станет образец гениальной музыки Вольфганга Амадея Моцарта. Наталья Кириллова исполнит Арию Et incarnatus est в ритме сицилианы из неоконченной Мессы до минор.
Наталья Кириллова (сопрано) — солистка Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Выпускница Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Неоднократно подтверждала свое вокальное мастерство на престижных международных конкурсах, таких как — им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания), им. Марии Калласс в Афинах (Греция), конкурс старинной музыки в г. Брюгге (Бельгия). На фестивале-конкурсе Musica Classica «Венская весна» в г. Руза была удостоена звания Гран-при. Обладает тонким стилевым чутьем и филигранной техникой, что безгранично расширяет её репертуар — от музыки барокко до ультрасовременной, включая стиль belcanto.
За органом Евгения Камянская — лауреат и член жюри многих международных конкурсов. Лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства, лауреат фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва), обладатель многочисленный наград и премий. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими музыкантами и музыкальными коллективами Перми, России и зарубежья. Доцент кафедры специального фортепиано Пермского государственного института культуры. В 2005 году основала в Перми органную школу. В 2017 году она стала инициатором включения в перечень конкурса «Новые имена» специальности «орган».
Ансамбль солистов «Хорус-квартет» — лауреат Международного и всероссийских конкурсов. В его составе профессиональные певцы: теноры — Александр Рогожкин и Максим Лаптев, баритон Максим Ануфриев и бас Эдуард Морозов. Музыканты квартета сохраняют и продолжают в своем творчестве прекрасную русскую традицию ансамблевого мужского пения, согревая и завоевывая сердца слушателей искренностью и душевностью исполнения. Чистый звук с богатой тембровой окраской, многоголосие жанров и стилей, исполнение a capella, артистизм принесли ансамблю заслуженную славу.