Анонс
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»
Второй вечер фестиваля посвящён знаменитым композиторам разных эпох.
Произведения Веберна, Шнитке и Моцарта прозвучат в исполнении Национального филармонического оркестра России (НФОР) под управлением главного дирижёра, народного артиста СССР Владимира Спивакова. Сольную партию в фортепианном концерте исполнит лауреат международных конкурсов Тимофей Владимиров.
В концерте также принимают участие: коллектив, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом — Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (художественный руководитель, народный артист России Лев Конторович) и блистательные солисты ведущих музыкальных театров Москвы — Анна Аглатова (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Ярослав Абаимов (тенор), Родион Паульс (бас).
Концерт откроется музыкой австрийского композитора Антона Ве́берна, одного из основателей Новой венской школы. Так случилось, что его юношеское сочинение Langsamer Satz («Медленная часть»), написанное в 1905 году, впервые прозвучало в 1962 году, то есть 17 лет спустя после смерти композитора. Возвышенная, задушевная музыка Langsamer Satz очаровывает богатыми красками и дивным потоком прекрасных тем.
Шнитке и Моцарт — два гения мирового искусства, оказавшие значительное влияние на развитие музыки. Их творчество глубоко гуманистично и, несмотря на 200-летний временной разрыв, имеет много общего. Это сочетание дерзновенного, смелого новаторства и ощущения преемственности; острое осознание трагичности земного бытия и страстная любовь к жизни и к человеку.
Альфред Шнитке — выдающийся композитор XX века, создавший свой уникальный и глубоко философский музыкальный мир. В его сочинениях отразился не только XX век, но и наследие мастеров предыдущих столетий. Мстислав Ростропович говорил о нём: «В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Её радости, её диссонансы, её пестрота, её трагизм. Мы живем по Шнитке».
Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе. Его родители имели немецкие корни, и немецкий стал первым языком мальчика. Обучение музыки для него началось в 12-летнем возрасте в Вене, где его отец работал собкором одной из газет. Здесь Шнитке начал сочинять музыку. Австрийская культура, её давние традиции оставили глубокий след в его творчестве. Моцарт стал одним из любимых композиторов.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции и аспирантуру. Затем преподавал в этой консерватории и сочинял музыку. Композитор не был принят советской музыкальной элитой. Произведения его почти не исполнялись. Широкому слушателю больше была известна его замечательная киномузыка. В 1990 году, по приглашению, композитор уехал работать в Германию; преподавал в Гамбургской высшей школе музыки, сотрудничал с оперными и балетными труппами. В 1994 году, после очередного инсульта, Шнитке наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. В этом состоянии Альфред Шнитке написал Девятую симфонию. Скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Даже в суровые годы гонений произведения Шнитке находили своих исполнителей в России. Такие выдающиеся музыканты, как Г. Рождественский, Д. Китаенко, В. Спиваков, Г. Кремер, Ю. Башмет, В. Крайнев, Э. Вирсаладзе, Квартет им. Бородина, чувствовали исходящую от этой музыки особую, поэтическую силу. Своё сочинение «Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха» Шнитке посвятил Владимиру Спивакову, чей исполнительский талант он оценивал очень высоко.
Сегодня музыка Шнитке чрезвычайно востребована новым поколением слушателей, она звучит во всём мире: в Японии и Мексике, в Финляндии и Австралии. Его имя стало символом свободного художника своей эпохи.
На фестивальном вечере прозвучит Концерт для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке. Созданный в 1979 году, он посвящён пианисту Владимиру Крайневу, который стал первым исполнителем. Концерт соединяет в себе сонатную форму, сонатный цикл и вариации. Композитор написал его как «вариации задом наперёд» — финальная тема как бы собирается из предваряющих её мелодических осколков. Жанровый диапазон — прелюдия, вальс, хорал, quasi джазовая импровизация — легко воспринимается, придаёт сочинению доступность и яркость. Произведение признано одной из вершин творчества автора.
Из XX века слушателям предстоит перенестись в XVIII век и встретиться с музыкой великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
В исполнении оркестра, хора и солистов прозвучат два величайших шедевра Моцарта, духовные произведения неувядаемой свежести и красоты — «Коронационная месса» и мотет Ave verum corpus.
Моцарт сочинил «Коронационную мессу» в марте 1779, в возрасте двадцати трёх лет. Вероятнее всего, она предназначалась для исполнения в день Пасхи. Месса До мажор получила название «Коронационной» уже после смерти композитора, когда стала звучать во время коронаций высочайших особ. В праздничной, торжественной мессе парадный блеск изложения органично сочетается с глубиной и одухотворенностью содержания.
Мотет Ave verum corpus Ре мажор Моцарт написал в 1791, в последний год своей жизни. Это произведение — одно из высших откровений моцартовского гения. Возвышенно-просветленная, исполненная торжественного покоя и затаенной печали музыка поражает непревзойденной красотой.
Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова отмечает в 2023 году своё 20-летие. С момента основания оркестра его возглавляет всемирно известный скрипач и дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков. В 2006 году за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» Владимир Спиваков был признан «Артистом мира ЮНЕСКО», а в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Национальный филармонический оркестр России завоевал любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Высочайшая культура исполнения, неординарные программы и безупречный выбор солистов — все эти качества отличают маэстро Спивакова и созданный им коллектив.
Академический большой хор был создан в 1928 году. С 2005 года хором руководит народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу радио «Орфей» в 2005 году как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Академический большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» — один из лучших в стране, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом.
Анна Аглатова (сопрано) — солистка Государственного академического Большого театра России. Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова в 2000 году. Лауреат Международного конкурса «Новые голоса» в Германии (2005). В числе её партнеров по сцене были великие мастера оперного искусства — Д. Хворостовский, Р. Папе и Х. Каррерас.
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Лауреат VI национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021). В 2017 году одержала бесспорную победу в телевизионном конкурсе «Большая опера».
Ярослав Абаимов (тенор) — солист московского театра «Новая Опера», приглашенный солист Большого театра. Первое выступление Ярослава Абаимова с Национальным филармоническим оркестром России состоялось в 2007 году, певец исполнил партию тенора в Реквиеме Моцарта.
Родион Паульс (бас) — с 2019 года студент Центра оперного пения имени Галины Вишневской. Обладатель Гран-при Международного студенческого конкурса вокалистов «Bella voce» (2014). С февраля 2023 — стажёр оперной труппы Большого театра, один из самых низких басов в России.
Сольную партию в фортепианном концерте Шнитке исполнит лауреат международных конкурсов Тимофей Владимиров (р.2001). В настоящее время — студент V курса Московской консерватории (класс профессора Андрея Писарева). В 2012 он стал стипендиатом Благотворительного фонда Владимира Спивакова. В 2017 году — обладателем Гран-при II Московского Международного конкурса пианистов В. Крайнева, с этого момента началось его сотрудничество с НФОР под управлением В. Спивакова. Среди недавних побед — Первая премия и семь специальных призов конкурса Piano Campus (Понтуаз, Франция, 2020). Пианист выступает во всех главных залах Москвы, а также гастролирует по России и за рубежом.